В условиях многозадачности традиционный тайм-менеджмент работает плохо или не работает совсем. Мы не можем придерживаться четкого плана на день (он все равно сорвется), не можем подолгу заниматься одним делом (кто ж нам даст) и даже не можем толком расставить приоритеты.
Многозадачная работа плохо совместима с вдумчивым планированием. Больше всего она напоминает игру-аркаду, в которой нужно ловить падающие сверху задачи, стараясь ничего при этом не уронить.
Однако играть в эту «аркаду» не так уж и сложно. В статье расскажем, как научиться работать в режиме многозадачности, и разберем несколько привычек, которые помогают легко справляться с многозадачной работой.
Привычка №1. Правильное отношение #
Начнем с привычек мышления. Сложность в том, что люди обычно не любят многозадачность. И, в общем-то, правильно делают: многозадачность — это всегда стресс, ошибки в работе и низкая продуктивность.
Но если профессия напрямую связана с многозадачностью (продавец, администратор, менеджер), такая «нелюбовь» лишь усугубляет все проблемы. Из-за нее мы постоянно испытываем внутреннее сопротивление, что со временем может закончиться выгоранием или полным отвращением к работе.
- Многозадачная работа — это непросто. Тот, кто работает в таких условиях, уже достоин уважения и восхищения
- Навык многозадачности — это ценное профессиональное качество. То, что вы справляетесь со своей работой, характеризует вас как хорошего специалиста.
- «Жонглирование делами» — увлекательное занятие, чем-то напоминающее игру в тетрис или пинг-понг.
Проще говоря, воспринимайте многозадачность не как источник страданий, а как вызов своим способностям и повод для гордости. Такое отношение не только избавит вас от постоянного дискомфорта, но и поможет регулярно входить в состояние потока.
Привычка № 2. Работа через список #
Большинство людей не пользуются на работе никакими списками. Это не обязательно плохо: если человек каждый день делает одно и то же и хорошо знает свои обязанности, ему действительно можно ничего планировать.
Однако в условиях многозадачности список дел становится необходимостью. Это единственный способ не тонуть в делах, избегать стресса и контролировать свой день.
Работа через список складывается из следующих элементов:- Примерное планирование дня. Утром или накануне вечером составьте список дел, которые вы собираетесь выполнить на работе. Этот план является лишь «заготовкой»: в течение дня задачи можно добавлять, удалять или переносить на завтра.
- Фиксация задач. Все поступающие задачи нужно сразу же записывать. Фиксация позволяет не забывать о делах и воспринимать их более рационально.
- Расстановка приоритетов. Размещайте более важные задачи ближе к началу списка, а второстепенные — ближе к концу. Порядок задач можно уточнять прямо в процессе работы.
- Настройка повторяющихся задач. В каждой работе есть повторяющиеся дела: проверки, отчеты, поддержание порядка и т. д. Чтобы никогда не забывать о таких делах, настройте в планировщике их автоматическое повторение.
- Отслеживание текущих задач. Отмечайте дела, к которым приступаете: так вы всегда будете помнить, над чем работаете. В электронном планировщике для текущих задач можно создать специальный тег «В работе»:
- Фиксация результатов. Если вы поработали над задачей, но не успели ее закончить, запишите, на каком этапе она сейчас находится. Для этого достаточно уточнить формулировку:
Привычка №3. Учитывать приоритеты #
В тайм-менеджменте есть много хороших способов расстановки приоритетов. Например, вы можете упорядочить задачи с помощью матрицы Эйзенхауэра, метода АБВГД или метода многокритериальной оценки.
К сожалению, в условиях многозадачности использовать эти методы неудобно. У нас нет времени на анализ задач, поскольку все решения нужно принимать прямо сейчас:
- Принять товар или обслужить покупателя?
- Писать отчет или ответить на письмо?
- Исправить прошлый заказ или выполнять новый?
Когда поступает новая задача, вам нужно просто вспомнить ее место в «иерархии обязанностей». Если задача приоритетнее текущего занятия, смело переключайтесь на нее. При составлении «иерархии обязанностей» желательно посоветоваться со своим руководителем.
Привычка № 4. Работа короткими итерациями #
Обычно люди стараются выполнять свои дела за один присест. Например, если им нужно устроить уборку в квартире, они будут заниматься уборкой до ее полного завершения, стараясь ни на что не отвлекаться.
Это правильная стратегия, но к многозадачной работе она не подходит. У нас нет возможности подолгу заниматься одним делом: мы вынуждены постоянно переключаться на новые задачи.
Чтобы натренировать и прокачать многозадачность, нужно научиться эффективно использовать даже небольшие промежутки времени. Вот несколько полезных приемов:
- Работа по таймеру. Установите таймер на 10-30 минут и, пока он не прозвенел, занимайтесь задачей (см. техника Pomodoro). Если появилась новая задача, всеми силами старайтесь отложить ее до звонка. Оптимальное время работы по таймеру нужно подбирать экспериментально.
- Декомпозиция задач. Делите крупные задачи на более мелкие и выполняйте их за несколько подходов. Чем меньше задача, тем ниже вероятность, что вас от нее отвлекут.
- Дефрагментация дня. Пользуйтесь периодами вынужденного ожидания, чтобы постепенно выполнять обязательные задачи на сегодня. Так вы создадите резерв времени для непредвиденных дел и сможете избежать ненужных авралов.
- Выборочное ускорение. Выработайте привычку как можно быстрее выполнять задачи, не требующие особого внимания: скопировать файлы, перенести товар, подшить документы и т. д.
Привычка № 5. Фокусировка на главном #
В традиционном тайм-менеджменте обычно делают так: в начале дня определяют главные задачи и стараются выполнить их в первую очередь.
В условиях многозадачности такой подход не работает. Мы слабо влияем на порядок выполнения задач и действуем чаще по обстоятельствам, чем по плану.
Здесь больше подойдет другая стратегия:
Написали отчет? Вернулись к главной задаче. Проверили почту? Вернулись к главной задаче. Эта задача становится чем-то вроде центра притяжения, вокруг которой «вращаются» все остальные дела.
После завершения главной задачи нужно выбрать следующее по важности дело и выстраивать работу уже вокруг него. Если пользуетесь планировщиком SingularityApp, закрепляйте главные задачи в начале списка (горячие клавиши — CTRL+0), чтобы они всегда находились перед глазами.
На этом все:)
Рекомендуем также посмотреть наши статьи о вреде многозадачности и о главных принципах планирования работы.