Метод многокритериальной оценки

Как выбрать из множества вариантов и не ошибиться? Рассказываем об эффективной технике принятия решений.
Используем таблицы
Для работы с методом откройте электронную таблицу или возмите бумагу и ручку. Так закрепить материал будет проще ;)

Представьте, что вы покупаете новый смартфон и разрываетесь между тремя приглянувшимися моделями. Или что вы планируете отправиться в отпуск, но никак не можете выбрать куда. Стандартные методы расстановки приоритетов (например, матрица Эйзенхауэра) здесь не работают. Как быть?

Здесь вам может пригодиться метод многокритериальной оценки. Это техника, которая как раз и помогает принимать решения в ситуациях выбора.

Сегодня расскажем, в чем суть метода многокритериальной оценки, и покажем на простых примерах, как его применять. Обратите внимание: для анализа вариантов мы будем использовать электронные таблицы (это очень удобно), однако все то же самое можно проделать и на бумаге.

Пример 1. Выбор квартиры#

Предположим, мы планируем арендовать жилье. Мы почитали объявления, обошли несколько квартир и остановились на четырех вариантах. Чтобы выбрать наилучший вариант, воспользуемся методом.

Метод многокритериальной оценки состоит из четырех шагов:

Шаг 1. Определяем критерии. По каким параметрам мы будем оценивать квартиры? Что для нас наиболее важно?

Предположим, мы выбрали такие критерии:

  • Стоимость аренды.
  • Расстояние до работы.
  • Общие впечатления от квартиры (насколько она нам понравилась).

Составляем таблицу и заносим в нее эти критерии:

Шаг 2. Определяем веса. Критерии редко бывают одинаково важны. Например, в нашем случае стоимость аренды может быть важнее, чем расстояние до работы.

Чтобы учесть эту разницу, каждому критерию присваивают свой вес. Вес — это число от 0 до 1, которое зависит от важности критерия. В сумме эти веса должны составлять единицу.

Пусть в нашем примере веса будут такими:

Шаг 3. Оцениваем варианты. Каждую квартиру нужно оценить по каждому из критериев. В этом примере мы будем ставить оценки по трехбалльной шкале (1 — плохо, 2 — нормально, 3 — хорошо), однако шкала может быть какой угодно.

Шаг 4. Считаем результат. Умножаем каждую оценку на вес критерия и суммируем результат. Если вы выполняете расчеты на бумаге, это будет выглядеть так:

В электронных таблицах просто вводим формулу для первого варианта и копируем ее на нижние ячейки с помощью перетаскивания.

Не забудьте использовать в формуле значок $, чтобы она корректно копировалась

Итого: победила квартира на улице Внучкина. По результатам анализа она набрала максимальную оценку.

Пример 2. Создание сайта#

Мы планируем создать свой сайт, но не можем выбрать тематику. Снова используем метод многокритериальной оценки.

Шаг 1. Определяем критерии. Оценивать каждый вариант мы будем по четырем критериям:

  • Интерес. Насколько эта тема нам интересна?
  • Компетентность. Разбираемся ли мы в этом?
  • Популярность. Интересно ли это людям?
  • Конкуренция. Много ли в интернете ресурсов на эту тему?

Таблица будет выглядеть так:

Шаг 2. Определяем веса. Предположим, что самыми важными критериями для нас будут популярность и компетентность, а менее важными — интерес и конкуренция.

Шаг 3. Оцениваем варианты. На этот раз для разнообразия будем использовать 5-балльную шкалу.

Обратите внимание: конкуренция — это негативный параметр. Чем выше конкуренция, тем ниже должна быть оценка.

Шаг 4. Считаем результат. Все то же самое, что и в прошлом примере.

Итого: победил сайт о тайм-менеджменте. Именно его нам и следует создать.

Пример 3. Выбор цели#

Предположим, у нас есть несколько важных целей, и мы никак не можем расставить приоритеты. Здесь снова поможет метод многокритериальной оценки.

Шаг 1. Определяем критерии. В этой ситуации критериями приоритетности становятся наши главные ценности. Пусть это будут семья, саморазвитие и материальное благосостояние.

Шаг 2. Определяем веса. Предположим, что материальное благосостояние немного важнее остальных ценностей.

Шаг 3. Оцениваем варианты. Насколько каждая цель важна с точки зрения той или иной ценности? Используем трехбалльную шкалу: 3 — очень важно, 2 — менее важно, 1 — не важно.

Шаг 4. Считаем результат. Вот что у нас получится:

Приоритетная цель
Максимально влияет на главные ценности

Итого: приоритетная цель — стать начальником отдела. Эта цель максимально влияет на главные ценности.

Заметим, что это был очень упрощенный пример. Целей и ценностей у человека обычно гораздо больше.

Тонкости#

1. Определите минимальные требования. Если перед вами слишком много вариантов, задайте минимальные требования, чтобы «отфильтровать» лишнее.

Предположим, вы выбираете стиральную машину на Озоне. Минимальные требования могут быть такими:

  • Загрузка от 5 кг.
  • Стоимость — не более 50 тысяч.
  • Оценка пользователей — не менее 4,5 звезд.
  • Отзывов о товаре — не менее 50.

Такой отбор уменьшит количество вариантов и упростит дальнейший анализ.

Чарльз Дарвин
Жениться или нет?
2. Прислушайтесь к своим ощущениям после выбора. Если вы испытываете разочарование («Эх... А мне так хотелось другой вариант...»), возможно, вам стоит пересмотреть свое решение. Выбор не всегда должен быть рациональным.

Рассказывают, что однажды Чарльз Дарвин решил «по-научному» подойти к очень важному вопросу: жениться ему или нет.Он взял лист бумаги и скрупулезно записал на нем все за и против (хотя, конечно, тут бы больше подошла техника квадрат Декарта. Из этого анализа следовало, что жениться ему ни в коем случае нельзя.

В этот момент Дарвину стало настолько тоскливо, что он поспешил сделать предложение Эмме Веджвуд. С этой женщиной он счастливо прожил до конца своих дней.