
Представьте, что вы покупаете новый смартфон и разрываетесь между тремя приглянувшимися моделями. Или что вы планируете отправиться в отпуск, но никак не можете выбрать куда. Стандартные методы расстановки приоритетов (например, матрица Эйзенхауэра) здесь не работают. Как быть?
Здесь вам может пригодиться метод многокритериальной оценки. Это техника, которая как раз и помогает принимать решения в ситуациях выбора.
Сегодня расскажем, в чем суть метода многокритериальной оценки, и покажем на простых примерах, как его применять. Обратите внимание: для анализа вариантов мы будем использовать электронные таблицы (это очень удобно), однако все то же самое можно проделать и на бумаге.
Пример 1. Выбор квартиры
Предположим, мы планируем арендовать жилье. Мы почитали объявления, обошли несколько квартир и остановились на четырех вариантах. Чтобы выбрать наилучший вариант, воспользуемся методом.
Метод многокритериальной оценки состоит из четырех шагов:
Шаг 1. Определяем критерии. По каким параметрам мы будем оценивать квартиры? Что для нас наиболее важно?
Предположим, мы выбрали такие критерии:
- Стоимость аренды.
- Расстояние до работы.
- Общие впечатления от квартиры (насколько она нам понравилась).
Составляем таблицу и заносим в нее эти критерии:

Шаг 2. Определяем веса. Критерии редко бывают одинаково важны. Например, в нашем случае стоимость аренды может быть важнее, чем расстояние до работы.
Чтобы учесть эту разницу, каждому критерию присваивают свой вес. Вес — это число от 0 до 1, которое зависит от важности критерия. В сумме эти веса должны составлять единицу.
Пусть в нашем примере веса будут такими:

Шаг 3. Оцениваем варианты. Каждую квартиру нужно оценить по каждому из критериев. В этом примере мы будем ставить оценки по трехбалльной шкале (1 — плохо, 2 — нормально, 3 — хорошо), однако шкала может быть какой угодно.

Шаг 4. Считаем результат. Умножаем каждую оценку на вес критерия и суммируем результат. Если вы выполняете расчеты на бумаге, это будет выглядеть так:

В электронных таблицах просто вводим формулу для первого варианта и копируем ее на нижние ячейки с помощью перетаскивания.

Итого: победила квартира на улице Внучкина. По результатам анализа она набрала максимальную оценку.
Пример 2. Создание сайта
Мы планируем создать свой сайт, но не можем выбрать тематику. Снова используем метод многокритериальной оценки.
Шаг 1. Определяем критерии. Оценивать каждый вариант мы будем по четырем критериям:
- Интерес. Насколько эта тема нам интересна?
- Компетентность. Разбираемся ли мы в этом?
- Популярность. Интересно ли это людям?
- Конкуренция. Много ли в интернете ресурсов на эту тему?
Таблица будет выглядеть так:

Шаг 2. Определяем веса. Предположим, что самыми важными критериями для нас будут популярность и компетентность, а менее важными — интерес и конкуренция.

Шаг 3. Оцениваем варианты. На этот раз для разнообразия будем использовать 5-балльную шкалу.
Обратите внимание: конкуренция — это негативный параметр. Чем выше конкуренция, тем ниже должна быть оценка.

Шаг 4. Считаем результат. Все то же самое, что и в прошлом примере.

Итого: победил сайт о тайм-менеджменте. Именно его нам и следует создать.
Пример 3. Выбор цели
Предположим, у нас есть несколько важных целей, и мы никак не можем расставить приоритеты. Здесь снова поможет метод многокритериальной оценки.
Шаг 1. Определяем критерии. В этой ситуации критериями приоритетности становятся наши главные ценности. Пусть это будут семья, саморазвитие и материальное благосостояние.

Шаг 2. Определяем веса. Предположим, что материальное благосостояние немного важнее остальных ценностей.

Шаг 3. Оцениваем варианты. Насколько каждая цель важна с точки зрения той или иной ценности? Используем трехбалльную шкалу: 3 — очень важно, 2 — менее важно, 1 — не важно.

Шаг 4. Считаем результат. Вот что у нас получится:


Итого: приоритетная цель — стать начальником отдела. Эта цель максимально влияет на главные ценности.
Заметим, что это был очень упрощенный пример. Целей и ценностей у человека обычно гораздо больше.
Тонкости
1. Определите минимальные требования. Если перед вами слишком много вариантов, задайте минимальные требования, чтобы «отфильтровать» лишнее.
Предположим, вы выбираете стиральную машину на Озоне. Минимальные требования могут быть такими:
- Загрузка от 5 кг.
- Стоимость — не более 50 тысяч.
- Оценка пользователей — не менее 4,5 звезд.
- Отзывов о товаре — не менее 50.
Такой отбор уменьшит количество вариантов и упростит дальнейший анализ.

Рассказывают, что однажды Чарльз Дарвин решил «по-научному» подойти к очень важному вопросу: жениться ему или нет. Он взял лист бумаги и скрупулезно записал на нем все за и против. Из этого анализа следовало, что жениться ему ни в коем случае нельзя.
В этот момент Дарвину стало настолько тоскливо, что он поспешил сделать предложение Эмме Веджвуд. С этой женщиной он счастливо прожил до конца своих дней.