13 772
22 февраля 2023

Как использовать методику SMART для постановки целей

Цели нужны, чтобы понимать направление движения, не делать хаотичных действий в надежде, что они сами как-то сложатся в нужный результат. Странно было бы идти куда-то, не выбрав предварительно точку назначения на карте.

Правильно поставленная цель сама подсказывает дорогу, так же как и ошибки в формулировках могут запутать и сбить с пути. В итоге ты вообще перестаешь ставить цели — какой в этом смысл, если они все равно не выполняются?

К счастью, есть несколько эффективных методик. С наиболее популярной из них — S.M.A.R.T., мы познакомимся подробнее в этой статье.

Что такое SMART#

Методика SMART традиционно используется для постановки целей команды в менеджменте и управлении проектами, но ее принципы будут полезны и для личного развития.

Еще в 60х годах прошлого века в бизнес-литературе стали появляться различные критерии эффективно сформулированных целей. В 1981 году бизнес-консультант Джордж Доран впервые упомянул методику SMART в статье There’s S.M.A.R.T. way to write management’s goals and objectives.

SMART — это аббревиатура, включающая в себя пять ключевых критериев, которые по мнению автора технологии характеризуют правильно поставленную цель.

Любую цель можно сформулировать или проверить уже имеющуюся формулировку на соответствие критериям SMART. Рассмотрим их по очереди.

Расшифровка SMART#

1. S (specific) — цель должна быть конкретной

На этом этапе важно максимально точно сформулировать цель.

Хороший способ проверки конкретности — выяснение, поймут ли ее все люди одинаково. Ведь иногда даже сам автор не может до конца понять — а чего, собственно, он хотел бы достичь?

Например, ваше желание «хочу выучить английский» ваш друг может интерпретировать по-разному: ты хочешь понимать сериалы без субтитров, знакомиться с иностранцами в соцсетях, а может написать диссертацию по Шекспиру. Вариантов много, непонятно, какой именно у тебя. Цель неконкретная.

Критерию S будет соответствовать, например, такая формулировка: «читать и понимать без словаря книги на английском». Здесь уже больше ясности.

Чтобы помочь себе уточнить цель, задай вопрос: «Чего я хочу добиться и почему»?. Как правило, определение причины на этом этапе помогает добавить конкретики к формулировке.

2. M (measurable) — цель по СМАРТ должна быть измеримой

Этот критерий указывает на то, как ты будешь фиксировать достижение результата.

  • Иногда достаточно простого «да, сделано», «нет, не сделано». Например, если твоя цель переехать в другую страну, то успех или неудача будут измеряться фактом переезда (если, конечно, ты не задашь уточняющие критерии). Цель освоить разговорный английский будет измеряться твоей возможностью вести диалог с иностранцем на улице.
  • Если результат можно посчитать количественно, то учти это при формулировке. Например, для написания книги укажи количество слов или страниц итоговой рукописи, для похудения зафиксируй желаемые килограммы и т. д. Измеримая цель по СМАРТу будет звучать в данном случае так: «Написать роман на 300 страниц».

Критерий M позволяет понимать, двигаешься ли ты в нужном направлении или нет. Если на книгу отведен год, а за полгода у тебя написано только 50 страниц, то явно что-то пошло не так и пора переоценить план движения.

3. A — (achievable) — цель должна быть реалистичной, достижимой

Вроде бы очевидный пункт, но при этом очень важный. Планируя, мы часто переоцениваем свои возможности, а особенно время, которое потребуется на то или иное действие. Поэтому кажется, что «будущий я» почти супермен и можно пожелать ему что угодно. Тем более, когда коучи и гуру призывают бросать себе вызов супер амбициозными целями и не ограничивать себя в фантазиях об успехе (dream big!).

Конечно, стараться немного превзойти самого себя — благородное дело. Но при этом необходимо трезво оценивать ресурсы и возможности. Заведомо нереалистичные цели могут сильно сбить мотивацию делать что-либо и подтолкнуть к выводу, что ты в принципе не сможешь добиться желаемого.

Чтобы оценить достижимость, опирайся на свой предыдущий опыт и опыт других людей. Если ты в среднем пишешь по 10 страниц книги в неделю, то вряд ли реалистично написать все 300 страниц за два месяца. Узнав, что человек в среднем может уделять три часа в день сконцентрированной работе над текстом, нет смысла стремиться посвящать работе над книгой 8 часов в сутки.

Правильно поставленная смарт-цель, учитывающая достижимость, сама подсказывает, как ее реализовать. Для проверки соответствия фактору A задай вопрос: «Могу ли я добиться результата с имеющимися ресурсами?».

Например, цель «выучить английский до уровня B1 за полгода» потребует от тебя примерно двух часов занятий с репетитором в неделю и ежедневного 5−10 минутного повторения и практики. Твои текущие ресурсы позволяют вписать такую нагрузку в свой график? Если да, то цель вполне реалистична и достижима.

На этом этапе постановки целей по смарт уже будут появляться мысли и идеи по реализации. Ты можешь составить план и набросать список задач. Если цель достижима, то какие шаги нужно сделать, с чего начать? На чем сконцентрироваться, а что лучше оставить в стороне?

Например, при цели «научиться понимать итальянский язык на слух за полгода», нет смысла много времени тратить на зубрежку правил грамматики, логично будет практиковать аудирование, слушать и переводить песни, смотреть небольшие видео в соцсетях, окружать себя соответствующим контентом.

4. R — relevant — смарт-цель должна быть актуальной и значимой

Этот фактор отвечает на вопрос: «а нужно ли мне все это вообще?» Переоценка и скептическая проверка актуальности важна, чтобы не попасть в ловушку навязанных извне стремлений, которые служат чужим интересам или просто появились в твоей жизни «за компанию».

Для проверки релевантности ответь на вопросы: «какие я получу выгоды в результате?», «как эта цель связана с другими моими целями и ценностями?», «повысит ли результат качество моей жизни?», «отвечает ли это моим личным интересам?»

Например, проверим цель написать книгу — она может принести тебе признание коллег, новые заказы и более высокую зарплату или раскрыть твои творческие стремления, реализовать мечту, рассказать читателям то, что для тебя важно.

При проверке актуальности также полезно задавать вопросы с отрицательной стороны: «что будет, если я не добьюсь цели?»

Пример: «если я не похудею на 15 кг за полгода, то буду чувствовать себя хуже, это скажется на общей удовлетворенности, продуктивности и личной жизни. Цель актуальна».

Этот пункт очень важен, чтобы не направить ресурсы на достижение того, что не имеет особой ценности для тебя. Даже если цель четкая, измеримая и достижимая — она может быть просто не актуальной и тогда ее надо либо поменять, либо отправить в корзину.

5. T (time bound) — цели SMART должны иметь дедлайн, привязку ко времени

Ставить бессрочные цели неэффективно, потому что их реализация будет бесконечно откладываться. Всегда найдется что-то более важное и срочное.

Временной элемент позволяет практичнее распределить задачи. Если ты хочешь написать книгу в 300 страниц за полгода, то достаточно писать по 50 страниц в месяц или по 1,5−2 страницы каждый день. Дедлайн будет еще одним критерием достижения цели.

Почему SMART цели работают лучше обычных#

Зачем все-таки так заморачиваться и пользоваться целой технологией для формулировки цели, когда можно поставить ее «интуитивно»? Подытожим преимущества методики и посмотрим на пример.

Технология SMART помогает:

  • сфокусироваться на конкретном результате и не распыляться по сторонам;
  • отбросить на старте нерелевантные цели, сэкономить таким образом время и ресурсы;
  • не откладывать реализацию задуманного на потом, придерживаться заранее установленных временных рамок;
  • увидеть путь достижения, наметить шаги и составить список задач;
  • отказаться от нереалистичных, завышенных требований;
  • отслеживать прогресс в понятных и легко измеримых этапах.

Например, у нас есть совсем не смарт цель: «написать книгу». Она расплывчатая, без четкого дедлайна, не имеет факторов измерения прогресса и т. д. Глядя на такую формулировку в ежедневнике или планировщике, не сразу понятно, в какую сторону вообще двигаться, чтобы достичь результата (и что конкретно он из себя представляет, кроме абстрактной «книги»). Пользуясь методикой, корректируем цель и добавляем ей все 5 критериев SMART: «Написать книгу на 300 страниц за полгода». Выносим в отдельный проект внутри Сингулярити. В заметках к названию проекта при желании можно добавить свое «почему», чтобы напоминало об актуальности.
Смарт-цель легко разбить на список задач, подзадач и чеклистов к ним

Критерий измеримости в виде 300 страниц и привязка ко времени (за 6 месяцев) дают нам возможность сразу прикинуть, в каком темпе вести работу. Чтобы уложиться в срок, потребуется минимум 50 страниц в месяц. Делим наш проект на секции по месяцам и прописываем задачи для первого месяца работы — ресерч, подготовка и первые 50 страниц. В итоге за десять минут мы уже набросали примерный план действий для первого этапа — цель уже не выглядит такой страшной и далекой и нам не захочется бросать ее на полпути.

Резюме#

Конечно, методика SMART — не волшебная таблетка, которая сама по себе решит твои проблемы с планированием и целеполаганием. Но правильная формулировка и четко определенная «точка на карте» значительно облегчает движение к результату и помогает построить маршрут.

Проверь свои цели на пять главных критериев: конкретность, измеримость, достижимость, релевантность и привязку ко времени. Возможно, это поможет сдвинуть с мертвой точки проект, который давно пылится в планах или бодро начать новый, не откладывая на потом.