Что такое декомпозиция задач и как ее выполнять

Декомпозиция задач — это процесс их разделения на отдельные небольшие шаги (подзадачи). Например, чтобы выполнить задачу «уборка на кухне», нужно помыть посуду, протереть столы и подмести. Проделав эти шаги, мы выполним и саму задачу.

Декомпозиция — это один из самых популярных приемов тайм-менеджмента. Сегодня мы расскажем, как пользоваться этим приемом и в каких ситуациях он может быть полезен.

Пример декомпозиции задачи#

Чтобы лучше понять, что такое декомпозиция задачи и для чего она нужна, разберем один небольшой пример.

Предположим, мы составили следующий план на выходной день:

План на день без декомпозиции задач План на день без декомпозиции задач

Все дела в списке выглядят простыми и понятными, за исключением задачи «навести порядок». С этой задачей возникает сразу несколько проблем:

  1. Непонятно, что именно нужно сделать. Если мы просто протрем пыль со стола, будет ли задача выполнена? А если помоем чашку? Формально мы что-то запланировали, но по факту не запланировали ничего.
  2. В задаче сейчас легко допустить ошибку. Скорее всего, мы уже мысленно решили, что нужно сделать. Но поскольку этот план существует только у нас в голове, мы можем напрочь забыть о некоторых этапах уборки.
  3. В нынешнем виде задача выглядит сложной и расплывчатой. Именно такие задачи обычно и вызывают у людей внутреннее сопротивление и прокрастинацию. Давайте составим этот список снова, но на этот раз выполним декомпозицию сложной задачи:
Пример декомпозиции задачи «Уборка в квартире» Пример декомпозиции задачи «Уборка в квартире»

Все перечисленные выше проблемы сразу исчезли. Во-первых, теперь мы четко понимаем, чем будем заниматься. Во-вторых, мы уже не забудем ни о фильтрах, ни о занавесках. В-третьих, у нас теперь не «одна сплошная задача», а несколько простых и легко выполнимых шагов.

Да, в результате получился еще один список дел. Но этот дополнительный список делает план на день более конкретным и выполнимым.

Виды декомпозиции#

В тайм-менеджменте используются три вида декомпозиции задач: последовательная, параллельная и одношаговая. Выбирайте тот вариант, который больше подходит для вашей ситуации.

Последовательная (поэтапная). Этот вариант предназначен для тех задач, которые выполняют строго в определенном порядке. Часто это задачи, связанные с созданием некого «продукта»: кулинарные рецепты, разработка сайтов, написание статей и т. д. Сюда же попадают различные «квесты», вроде замены паспорта и получения водительских прав.

Пример последовательной декомпозиции задачи: рецепт теста для блинов Пример последовательной декомпозиции задачи: рецепт теста для блинов

Последовательная декомпозиция — это что-то вроде подробной пошаговой инструкции. Она хорошо подходит для выполнения сложных операций, в которых легко запутаться.

Параллельная. Используется для тех задач, которые можно выполнять в любом удобном порядке. Например: собрать домашнюю аптечку, навести порядок в квартире, подготовить ребенка к школе и т. д. Сюда же относится и список покупок — это, по сути, просто декомпозиция задачи «сходить в магазин».

Пример параллельной декомпозиции задачи: проверка вещей перед выходом из дома Пример параллельной декомпозиции задачи: проверка вещей перед выходом из дома

Параллельная декомпозиция хорошо подходит для составления проверочных списков (чек-листов).

Предположим, вам нужно собрать чемодан перед командировкой, и эта командировка явно не последняя. В этом случае полезно выполнить декомпозицию задачи, а результаты сохранить в отдельный чек-лист. С его помощью вы сможете проверить себя перед следующей поездкой.

Одношаговая. Этот вариант подходит для тех случаев, когда мы имеем дело с непонятными задачами или действуем в условиях неопределенности.

Допустим, мы хотим составить план спортивных тренировок. Раньше мы этого никогда не делали и даже не знаем, с чего начать. Как быть?

В этом случае можно действовать так:

  1. Вычленяем из сложной задачи любой простой шаг, который можно выполнять уже сейчас. Например: посмотреть видеоролик о тренировках для начинающих.
  2. Заносим эту задачу в свой планировщик и выполняем.
  3. У нас появилась новая информация. На ее основе мы можем сформулировать следующий шаг. Например: найти и прочитать статью об ошибках начинающих спортсменов.

Повторяем пункты 2 и 3, пока задача не станет понятной или пока она не будет полностью выполнена.

Как декомпозировать задачи. Обзор инструментов
#

Разберем несколько популярных вариантов.

Бумажный блокнот

Предположим, вы составили список дел на день. Вы смотрите на этот список и понимаете, что одну из задач не мешало бы разделить на подзадачи.

В этом случае нужно просто взять отдельный лист и составить еще один, дополнительный список. Например:

Пример декомпозиции задачи в бумажном блокноте

Программы для планирования

В современных планировщиках декомпозицию задач можно выполнить сразу тремя способами:

Способ 1. Добавить подзадачи. Этот вариант подходит для тех случаев, когда вам нужно быстро уточнить порядок выполнения задачи прямо в процессе работы. Например:

Декомпозиция задачи в планировщике с помощью инструмента «подзадачи» Декомпозиция задачи в планировщике с помощью инструмента «подзадачи»

Способ 2. Создать отдельный проект. Этот вариант подходит для крупных задач, которые нельзя выполнить за один день. Например: запустить сайт, спланировать ремонт, подготовиться к важному выступлению.

Декомпозиция задачи в программе SingularityApp с помощью инструмента «проекты» Декомпозиция задачи в программе SingularityApp с помощью инструмента «проекты»

Способ 3. Прикрепить к задаче чек-лист. Хорошо подходит для повторяющихся задач, которые вам приходится выполнять снова и снова. Например, вы можете составить чек-лист еженедельной уборки в квартире или чек-лист публикации статьи.

Декомпозиция задачи в планировщике с помощью инструмента «чек-лист» Декомпозиция задачи в планировщике с помощью инструмента «чек-лист»

Ментальные карты

FreeMind, XMind, MindManager и другие аналогичные приложения — это, по сути, специальные программы для декомпозиции задач.

Ментальные карты позволяют не просто «раздробить» задачу, а провести полноценный мозговой штурм: набросать идей, собрать информацию, обдумать порядок действий и т. д. Например, вот так выглядел план этой статьи:

Пример декомпозиции плана работы над статьей

Однако выполнять задачи «по ментальным картам» не очень удобно. После завершения мозгового штурма его результаты лучше перенести в свой блокнот или планировщик.

Некоторые нюансы#

1. Правило Джорджа Миллера

Теоретически задачу можно разбить на сколько угодно подзадач: 5, 10, 20, 30 и т. д. Однако в какой-то момент этот перечень перестает нормально восприниматься и превращается в одно сплошное месиво. Работать с ним сложно и неприятно.

Слишком большой список задач Слишком большой список задач

Причина этого явления заключается в правиле Джорджа Миллера. Звучит оно так: человек не способен одновременно воспринимать более 7 объектов. Это число может колебаться от 5 до 9, но суть остается неизменной: у нас есть лимит, после которого мы перестаем нормально воспринимать свои задачи.

Если подзадач в вашем списке получилось больше семи, их полезно сгруппировать по какому-нибудь признаку. Например:

Пример группировки большого списка задач Пример группировки большого списка задач

Если никаких идей по поводу группировки нет, можно просто механически разделить список на две части. Это уже сделает его более понятным и привлекательным.

2. Метод слона

Это популярный прием тайм-менеджмента. Предположим, перед вами стоит крупная задача, которая пугает вас своим объемом. Например:

  • Помыть окна в квартире
  • Покрасить огромный забор
  • Выучить 30 билетов к экзамену и т. д.

Такие задачи в тайм-менеджменте называются «слонами». Главная опасность «слонов» в том, что они способны вызывать у людей лютую прокрастинацию, из-за чего задачи начинают откладываться месяцами.

Есть известная присказка: «Как съесть слона? По кусочку!». Именно так и рекомендуют поступать с задачами-слонами: нарезать их на небольшие одинаковые кусочки («бифштексы») и выполнять каждый день. Например:

Примеры возможного разделения «слоновых задач» на регулярные «бифштексы»

К некоторым «слонам» такой подход неприменим. Например, задачи «создать свой сайт» или «генеральная уборка» слишком уж разнородные по своему составу: их нельзя нарезать на одинаковые подзадачи.

В этом случае в качестве «бифштексов» можно использовать временные интервалы. Например, созданием своего сайта можно заниматься по полчаса каждый день. Если неукоснительно следовать этому плану, то в какой-то момент «слон» будет полностью съеден.

8_Promo