В статье разберемся, чем опасен перфекционизм в работе, почему он возникает и как его победить.
Для начала вспомним классическое определение перфекционизма. Простыми словами его можно сформулировать так:
В работе такое стремление обычно сопровождается увеличением времени на выполнение задач и повышенным вниманием к мелочам. Например, повар-перфекционист подолгу отмеряет каждый ингредиент блюда на кухонных весах, а писатель-перфекционист часами переставляет слова в одном предложении.
Иногда выделяют два вида перфекционизма: здоровый (полезный) и нездоровый (вредный). Чтобы не умножать сущности, давайте договоримся: здоровый перфекционизм — это просто нормальное желание человека выполнить свою работу хорошо, и о нем в этой статье мы говорить не будем.
Почему перфекционизм в работе — это плохо #
Пару слов о том, почему перфекционизм вреден и опасен для продуктивности. Для начала нужно понять одну важную мысль:
Грубо говоря, перфекционист вкладывает усилий на рубль, а получает отдачи на копейку. Например, он часами редактирует предложение, которое все потом читают по диагонали, или наводит порядок в файлах, которыми фактически не пользуется. Если бы «игра стоила свеч», то никаких бы претензий к перфекционизму не возникало.
Почему у перфекционизма такая «кривая юнит-экономика»? В первую очередь потому, что «идеал» перфекционистов обычно является ложным. Они действительно стараются повысить качество работы. Проблема в том, что понятие «качество» существует не само по себе, а только в контексте актуальных целей.
«Улучшения» перфекциониста часто выходят за рамки актуальных целей, поэтому они не приносят особой пользы. Например, перфекционист может потратить целый час на красивое оформление отчета, который потом просто скопируют и закинут в электронную таблицу.
Время, убитое на малополезные или бесполезные «улучшения», можно было бы потратить на более важные задачи. И в этом плане перфекционизм ничем не отличается от обычных хронофагов, например, думскроллинга или зависания в социальных сетях.
Откуда у людей берется перфекционизм #
Причины перфекционизма лежат одновременно в области тайм-менеджмента и психологии. Вот основные из них:
-
Недостаток целеполагания. Перфекционист не знает или не думает о том, какой результат ему в действительности нужен, поэтому легко отклоняется от правильного «маршрута».
Например, цель отчета о продажах — предоставить руководителю актуальные данные. Но перфекционист забывает об этой цели и направляет все внимание на «аккуратную разметку и гармоничные цвета».
-
Ошибки планирования. Для выполнения задачи люди мысленно (а иногда и письменно) составляют план предстоящей работы. У перфекциониста этот план обычно либо отсутствует, либо составлен с ошибками.
Предположим, перфекционист закончил какой-то этап работы и теперь занимается проверкой. Но в его «внутреннем алгоритме» не указано, когда эту проверку следует закончить и перейти к следующему этапу. В результате в его голове возникает что-то вроде бесконечного цикла, который, как мы знаем, приводит к зависанию программы.
-
Психологические проблемы. Главной причиной перфекционизма, его мотивацией и «спусковым крючком» являются различные фобии и комплексы: завышенные требования к себе («синдром отличника»), страх критики, страх провала и т. д. Например, человек боится, что его работу будут ругать, поэтому начинает заниматься ее бесконечным улучшением.
Для успешной борьбы с перфекционизмом все эти проблемы желательно выявить и проработать. В некоторых случаях есть смысл обратиться за помощью к опытному психологу. Сегодня с подобными фобиями лучше всего справляется когнитивно-поведенческая терапия.
Как избавиться от перфекционизма в работе. Полезные приемы и техники #
У перфекционизма в работе есть три проявления: ложные критерии качества, ненужные задачи и лишние улучшения. Вот несколько методов тайм-менеджмента, которые помогут справиться с этими проблемами и победить перфекционизм.
1. Определите «опасные» задачи #
Главная трудность работы с перфекционизмом заключается в том, что мы замечаем его обычно «задним числом», а не сразу. Например, мы сперва тратим полчаса на красивое оформление второстепенного документа и лишь потом понимаем, что делать этого явно не стоило.
Самый простой способ справиться с перфекционизмом — это заранее определить дела, в которых есть риск «погнаться за идеалом». Такой подход дает несколько преимуществ:
- Борьба с перфекционизмом становится системной и сознательной.
- Вы начинаете своевременно его замечать.
- Вы получаете возможность подготовиться к перфекционизму с помощью одной из перечисленных далее техник.
Если вы пользуетесь современным планировщиком (например, SingularityApp), создайте отдельный тег для «опасных» задач. Лучше, если это будет какой-нибудь простой символ: восклицательный знак, решетка, звездочка и т.д.
Составив план на день, отметьте этим тегом задачи, в которых можно столкнуться с перфекционизмом. При разметке списка опирайтесь на свой опыт и интуицию.
Приступая к «опасной» задаче, быстро прокрутите в голове основные сценарии нежелательного поведения. Что может пойти не так? Столкнувшись с одним из таких сценариев, вы сможете сразу же его опознать и принять меры.
2. Определите критерии качества #
Перфекционист старается делать работу качественно, не до конца понимая, что является качеством в его случае. Из-за этого он совершает хаотичные попытки улучшить продукт и выполняет лишнюю работу.
Чтобы успешно бороться с перфекционизмом, заранее составьте список конкретных и проверяемых критериев качественной работы. Во-первых, так вы будете четко знать, что именно нужно улучшить. Во-вторых, этот список поможет вам вовремя остановиться и не делать лишнего.
В планировщике этот метод можно реализовать с помощью чек-листов. Выберите рабочую задачу, в которой вы часто сталкиваетесь с перфекционизмом, и прикрепите к ней проверочный список. Например:
Улучшайте свой продукт не хаотично, а по этому чек-листу. Когда все пункты чек-листа отмечены, работа автоматически считается завершенной.
Лучше всего эта техника подходит для рабочих процессов, то есть тех задач, которые вы выполняете на регулярной основе. Проверочные списки можно прикреплять не только к самим задачам, но и к отдельным этапам работы.
3. Уточните алгоритм действий #
Характерный признак перфекционизма — выполнение во время работы ненужных задач и операций. Например, во время написания статьи автор может смотреть видеоролики по теме (якобы для получения дополнительной информации) или несколько раз менять стиль оформления документа.
Чтобы не делать ничего лишнего, нужно иметь четкий план действий для каждой задачи. Такой план является своеобразным «эталоном правильного поведения»: любое отклонение от него сразу становится заметным.
В простых случаях план действий может быть мысленным, но для сложных и ответственных задач лучше составить письменный план. В планировщике такие планы-инструкции удобно оформлять с помощью тех же чек-листов:
Для профилактики перфекционизма проверьте каждый пункт инструкции на «алгоритмические ошибки». К ним относятся:
- Неясные действия (непонятно, что именно нужно делать).
- Неясный результат (непонятно, что именно должно получиться).
- Бесконечные циклы (непонятно, когда нужно закончить операцию).
Вот некоторые примеры таких ошибок:
❌ Нет | ✔ Да | ❓ Почему |
Проверить текст на удобочитаемость | Прочитать текст вслух | Неясные действия |
Проверить верстку на ошибки | Пропустить код через HTML-валидатор | |
Проверить продажи за месяц | Составить сводную таблицу по товарам | Неясный результат |
Проверить юзабилити сайта | Проверить юзабилити сайта по чек-листу | |
Разобрать заметки | Добавить к заметкам теги | |
Оптимизация кода | Оптимизация кода — 1 час | Бесконечные циклы |
Посмотреть страницы конкурентов | Посмотреть топ-3 поисковой выдачи | |
Выбрать картинку | Найти 5 картинок по теме, выбрать лучшую |
Работать с самим чек-листом очень легко: читаете пункт инструкции, выполняете его и отмечаете. Если появится желание сделать то, чего нет в чек-листе, убедитесь, что вам это действительно нужно.
4. Список «Не делать» для работы #
Ситуации, связанные с перфекционизмом, обычно повторяются снова и снова. Например, человек теряет целый час на красивое оформление таблицы в Excel, огорчается и дает себе обещание больше так не делать. А через неделю он создает новую таблицу и опять наступает на те же грабли.
Для предотвращения повторяющихся ошибок в тайм-менеджменте есть специальная техника — список «Не делать». Идея в том, чтобы записывать подобные ошибки и постоянно держать их перечень под рукой.
Метод подходит не только для борьбы с перфекционизмом, но и для профилактики прокрастинации и отвлечений. Все эти проблемы с продуктивностью лучше объединить в общий список.
Список «Не делать» может быть как бумажным, так и электронным. В последнем случае файл со списком должен быть постоянно открыт, иначе о нем можно легко забыть. В программе-планировщике под список «Не делать» лучше выделить отдельный проект.
Если вы поймали себя на каком-нибудь «запрещенном действии» из списка, добавьте к этому пункту восклицательный знак. С каждым повторением ошибки этот пункт будет становиться все более заметным.
5. Контролируйте улучшения #
Чаще всего перфекционизм в работе проявляется как неконтролируемые итерации улучшений. Суть проблемы в том, что мы начинаем улучшать свой продукт (текст, дизайн, программу) и никак не можем остановиться.
Здесь могут помочь две техники:
-
Бюджетирование времени. Определите, сколько времени вы готовы потратить на улучшение продукта. Установите на это время таймер и, пока он работает, занимайтесь задачей. После сигнала таймера работа будет автоматически считаться законченной.
-
Регламент итераций. Определите, какие итерации вам нужны, для чего и в каком количестве. Запишите их или добавьте в свой рабочий чек-лист.
В идеале каждая итерация должна быть направлена на отдельные критерии качества (см. технику № 2). Например, вычитывая текст первый раз, вы проверяете его на «воду», во второй — на удобочитаемость, в третий — на ошибки и т.д.
После завершения всех итераций из списка работу нужно сразу же прекратить. Если сами итерации подобраны правильно, значит, вы уже сделали все, что необходимо, и ваша задача выполнена качественно.
Важные мелочи #
Напоследок несколько небольших, но полезных приемов, которые помогают преодолеть перфекционизм во время работы.
-
Сфокусируйтесь на скорости. Скорость — это естественный фильтр перфекционизма. Если мы стремимся как можно быстрее завершить задачу, маловажные «улучшения» и ненужные операции отсеиваются сами собой.
-
Избегайте реверса. Реверс — это «возвратные движения», которые иногда возникают во время работы. Например, вы проверяете текст и в процессе проверки снова и снова возвращаетесь к уже просмотренным абзацам.
Реверс сложно контролировать: из-за него итерация может сильно затянуться. Более эффективная стратегия — это двигаться только вперед, а уже потом, если нужно, провести дополнительную итерацию.
-
Используйте «заглушки». Иногда в процессе работы выясняется, что не хватает какой-то важной детали: иконки для дизайна, названия функции, факта для статьи и т. д. Обычно в таких случаях люди откладывают работу и начинают искать недостающее. Из-за этого они выпадают из состояния потока и рискуют впасть в прокрастинацию и перфекционизм.
Решение простое — поставить вместо недостающего элемента временную «заглушку» и довести текущую задачу до конца. Например, вместо факта в статье можно временно поставить многоточие, а вместо иконки в дизайне — знак вопроса.
-
Разделите задачу на два этапа: сделать и сделать «на пятерку». Например, сперва подберите для поста любую подходящую картинку, а уже потом начинайте искать «идеальную». В этом случае вы сможете легко прекратить улучшения в любой момент: ваша задача, по сути, уже выполнена.