Разбираемся, что из себя представляет (и нет) тот самый всеми желанный work-life balance и как его достичь.

- Почему мы так далеки от баланса работы и жизни
- Мифы про work-life balance: что это такое на самом деле?
- Как (по-своему) добиться work-life balance
- Вместо заключения
Почему мы так далеки от баланса работы и жизни #
Соцсети рисуют красивую картинку чужой жизни: идеальные люди успевают вести одновременно пять бизнесов, путешествовать, готовить завтраки ресторанного уровня, а в свободное время учить китайский и танцевать танго. Синдром FOMO бушует и требует от нас соответствовать, в то время как культ продуктивности подталкивает работать, работать и еще раз работать.
Технологии позволяют постоянно быть на связи, всегда оставаться «подключенным». Границы между рабочим и личным временем стираются, ведь в любой момент можно «быстренько проверить почту» или перенести срочные планы на выходные в ущерб отдыху.
Выходит всё в итоге не очень: работа съедает основную долю времени, остальные сферы проседают. Временные всплески мотивации подталкивают наконец-то взять себя в руки и начать развиваться во всём. Чтобы всё наконец-то было «как у людей». Но часто этот амбициозный план заканчивается на диване в обнимку с пакетом чипсов и новым сериалом на фоне, потому что делать не хочется уже просто ничего.

Мешают распространенные заблуждения про то, что же такое work-life balance. Чтобы достичь его, нужно вооружиться полезными инструментами, а также быть готовым обходить ловушки, которые то и дело будут втягивать вас в хаос.
Мифы про work-life balance: что это такое на самом деле? #
❌ «Ворк-лайф баланс — это 50/50» #
Нет смысла стремиться к тому, чтобы поделить личное и профессиональное ровно пополам. Не всегда нужно работать ровно столько, сколько отдыхать. Иногда работа занимает 80% вашего дня, иногда она может отнимать всего 20%.
Искусственно поддерживать «правильное» процентное соотношение — это неоправданная цель, заложником которой вы можете стать. Например, если будете одержимо взвешивать и отмерять каждую задачу, чтобы точно «не нарушить баланс».
Настоящая гармония между работой и жизнью — это любое удобное соотношение, которое будет приносить вам в итоге удовлетворение.
❌ «Нужно просто меньше работать» #
Даже если вы сократите рабочую нагрузку в два раза, но при этом не продумаете, как проводить свободное время, не расставите приоритеты и не составите личную стратегию, это не даст желаемых результатов. Только продуманная работа и такой же продуманный и спланированный отдых помогут достичь гармонии. Качество в этом вопросе всегда важнее количества.

❌ «Достаточно скопировать чужую формулу успеха» #
Погоня за идеальным расписанием дня приводит в тупик. Копировать жизнь других людей, даже очень успешных и продуктивных, бесполезно. Можно вдохновляться, перенимать для себя некоторые идеи, но всегда приводя их в согласие со своими обстоятельствами и ценностями.
❌ «Если не дотянуть все сферы до одного уровня, никакого баланса не будет» #
Распространенная ситуация, когда человек устает от однобокости своей жизни и решает, что с понедельника пора начать делать всё сразу. Он достает «колесо баланса» и начинает щедро набрасывать дела в to-do лист. В итоге плюсом к работе набираете себе ещё больше дел из разных областей жизни, разрываясь на части.
Какое-то время можно продержаться в таком режиме, но это быстро приведет к измождению и нежеланию вообще что-либо делать. Отвращение начнут вызывать даже самые базовые ежедневные обязательства.
Не ставьте знак равенства между продуктивностью и балансом. Формула «чем больше всего я сделаю, тем больше буду счастлив» — не работает.
❌ «Work-life balance — это для привилегированных» #
Частое заблуждение, что достичь work-life balance могут либо миллионеры, либо блогеры, которые вальяжно встают с постели в 12 часов дня, готовят полезный завтрак, идут на йогу, а потом в красивом домашнем офисе отвечают на электронные письма. Ваша ситуация не такая — у вас есть обязательства, проекты, дедлайны, вам не до этого.
Как (по-своему) добиться work-life balance #
Короткий ответ: планировать и еще раз планировать. Звезды никогда не сложатся так, чтобы вы внезапно обрели гармонию во всех аспектах жизни. Всегда будут какие-то новые планы, что-то будет срочно требовать внимания. Победить хаос и навести порядок в жизни можно только своим сознательным усилием, а также с помощью грамотного тайм-менеджмента.
1. Начните с ревизии — оцените, как сейчас обстоят дела. #
Посмотрите, как проходит ваш день или неделя — хочется ли чего-то добавить, есть ли ощутимый перекос в сторону работы или, может быть, наоборот слишком много времени уходит впустую, а работа проседает? Нужно ли вообще что-то менять? Чувствуете ли вы неудовлетворенность или чрезмерную усталость? Или даже не смотря на долгие рабочие часы вас все устраивает?
На начальном этапе важно реально оценить ситуацию, опираясь на свои ощущения и цели, а не на то, «как надо». Если вам не нужны два часа с утра на растяжку, смузи и медитации, то нет смысла пытаться найти их в своем расписании на день.
2. Расставьте приоритеты и вспомните о своих ценностях. #
Здесь стоит взять ручку и бумагу и выписать то, что для вас действительно важно. Именно для вас, а не для блогера Константина или бизнесвумен Натальи Петровны. Какие направления для вас приоритетные, чего вам не хватает сейчас в жизни, чтобы чувствовать себя лучше?
Например, для Паши важна карьера, семья, самообразование, хобби и друзья. Он оценивает свой месяц, а потом понимает, что за две недели не назначил время для встречи с другом, а гитару брал в руки всего один раз, и то отвлекся, потому что кто-то из коллег кинул срочную задачу в рабочий чатик. Паша понимает, что так дела не пойдут, нужно исправлять ситуацию.

3. Составьте список дел, которые помогут разнообразить жизнь. #
Опираясь на свои ценности, набросайте варианты того, чем можно разбавить свои дни и какие дела добавить для более гармоничного распределения времени по разным аспектам жизни. Начинайте с малого, не стоит сразу добавлять много нового.
После расстановки приоритетов, работа все еще на первом месте — Паше важна карьера, ему нравится то, что он делает, но также важны и личные отношения с людьми, образование и занятия музыкой. Поэтому Паша добавляет несколько личных задач для разнообразия — выбрать интересную книгу для чтения после работы, на выходных разучить новую мелодию, посреди недели вечером посмотреть с друзьями фильм, а еще через неделю — навестить родственников.

Все эти активности вместе взятые не займут в неделю столько же времени, сколько и работа (Паша все еще работает стандартные 40 часов в офисе), но они помогут уравновесить его жизнь и подтянуть другие сферы, кроме карьеры.

4. Уберите лишнее. #
Чтобы не попасть в ловушку и не перегрузить себя, надо избавляться от ненужного. Пустые разговоры, бездумный скроллинг, каналы с новостями, которые вызывают только стресс — оцените, от чего стоит отказаться, чтобы освободить не только время, но и энергию для более полезных, восстанавливающих занятий.
5. Используйте планировщик. #
Чтобы подтянуть конкретные направления, можно создать для каждой свой проект в планировщике (например, в SingularityApp), регулярно ставить задачи с повторами и уведомлениями, а потом отмечать выполненное и следить за своим прогрессом.
Подумайте также о том, какие привычки можно развить, чтобы сделать свои дни более приятными и гармоничными, а также зафиксируйте их в планировщике. Для этого удобно использовать трекер привычек.
Если вы видите, что двигаетесь по направлению к своим целям, то получаете заряд мотивации и то самое чувство удовлетворенности. Даже если пока совершаете только маленькие шаги на пути к work-life балансу.
Чтобы освободить время на игру на гитаре и чтение, Паша решает насовсем отказаться от бездумного скроллинга. Для этого он задает себе в трекере внутри Сингулярити новую привычку и отмечает каждый день, когда ему удалось не залипнуть в телефоне. На сокращении экранного времени удается сэкономить пару часов ежедневно, которые Паша инвестирует в то, что ему действительно нравится.

Для каждой приоритетной сферы жизни у Паши свой проект, например, в проект «Самообразование» он добавляет интересные книги, ссылки на курсы и видео, а в проект «Друзья» — идеи, куда сходить компанией, чек-листы для разных мероприятий и список всех дней рождения с напоминалками.

Вместо заключения #
Баланса работы и жизни не достичь, если гоняться за четким равновесием 50/50, скопировать расписание известных людей или стать лесным отшельником. Нужно «разработать» свой собственный рецепт (с опорой на ценности и цели), в котором работа и все остальные важные области жизни будут иметь уникальные пропорции.
Главное — это расставлять приоритеты и планировать. Не бойтесь убрать лишнее, чтобы освободить место для важного. Используйте планировщик, чтобы держать все под рукой и следить за прогрессом. Помните, что даже маленькие шаги будут приносить вам удовлетворение, приближая к гармоничной жизни.
