Как доводить дела до конца: 7 советов

О страхе начала и чистого листа сказано и написано много. А как быть, если ты без проблем начинаешь десяток проектов, фонтанируешь идеями и не испытываешь сложностей со стартом, но никак не можешь довести всё до конца?

Почему не получается закончить начатое

Индивидуальных причин для незаконченных проектов может быть множество, выделим три наиболее общие и распространенные.
1
Спад интереса
Предположим, что ты раздобыл мотивацию для старта или настолько горел проектом, что даже не пришлось прибегать к лайфхакам продуктивности. Дела пошли сами, но остановились через несколько дней или неделю. Появились другие более волнующие и срочные задачи, интерес начал падать. В итоге незаконченные задачи висят фоновым грузом, но сил и желания совершить финальный толчок уже нет.
2
Перфекционизм
Чаще всего с проблемой незавершенных проектов сталкиваются перфекционисты. Они ставят для себя изначально слишком высокую планку, стремятся к недостижимому идеальному результату, поэтому обычно бросают на середине. Перфекционизм заставляет остановиться на первом же препятствии или побуждает человека бесконечно дорабатывать свой продукт, цепляясь за мелкие недостатки.
3
Слишком много свободы и выбора
Свобода действий и множество вариантов для выбора не всегда полезны, если ты хочешь довести что-то до конца. Особенно, если речь про личные задачи или творческие проекты с гибкими дедлайнами (или их полным отсутствием). Тебя может атаковать «паралич выбора», который приведет к прокрастинации — так много разных опций, где, как и когда работать над проектом, что ты просто откладываешь его на потом.

Как помочь себе довести дело до конца

Зная трех своих основных «врагов» в лицо, ты можешь пользоваться советами, которые устранят их негативное воздействие.
1
Разбить большой проект на подпроекты
Один из самых частых советов — поделить дело на съедобные куски и разбираться с каждым поэтапно. Так ты избегаешь страха не справиться с серьезной задачей и искушением отложить ее на время, когда будешь «лучше подготовлен».

Но, следуя этому совету, важно учитывать нюанс — как только ты разбиваешь одно дело на 20 подпунктов, в планировщике оно выглядит еще более пугающе. Наш мозг не всегда способен уловить разницу между сложностью задач в списке. Он видит огромную задачу на 20 шагов — а это повод испугаться и снова ее отложить. Поэтому лучше не вносить сразу все подпункты в свой to-do лист, а делать это по мере продвижения по проекту. Например, у тебя 20 подзадач для пяти подпроектов. Вынеси в планировщик сначала первый подпроект с четырьмя шагами. Как только выполнишь их, переходи к следующему.
2
Сначала сделать «MVP»
MVP — минимально жизнеспособный продукт. Это базовая, начальная версия, которая может потребовать доработок, но главное, что она закончена и выпущена «в свет» для получения обратной связи. Скорее всего глядя потом свежим глазом на «минимальный вариант», ты поймешь, что он не так уж плох, как могло показаться в процессе. А если поймешь, что требуются исправления, внести их будет куда проще.
3
Целиться в 70% от идеального варианта
Перфекционизм заставляет тебя метить сразу в 100% совершенства, к которому никогда не получается приблизиться. Обхитрить эту привычку можно изначально поставив себе цель выполнить задачу на 70% от того, какой она видится тебе в идеальном мире. Этого достаточно, чтобы добиться действительно хорошего результата и при этом не попасть в ловушку завышенных стандартов.
4
Установить ограничения
Если у проекта нет лимитов, стоит задать их себе самостоятельно. В первую очередь установи дедлайны — как общие, так и промежуточные для важных этапов проекта. Ограничение по времени стимулирует действовать и не задерживаться слишком долго на незначительных деталях. Здесь, опять же, важно не дать волю перфекционизму и не установить себе нереалистично короткие сроки. Добавляй +30% времени к сроку, который кажется тебе достаточным для выполнения конкретной задачи.
5
Не исправлять ошибки в процессе
Работа над проектом может быть бесконечной, если ты постоянно останавливаешься, чтобы что-то поправить. Разделяй время для потоковой «черновой» работы и исправления найденных потом недостатков. Иначе твое движение по проекту превратиться в «один шаг вперед — два шага назад».
6
Сменить обстановку или инструменты
Если проблема потери интереса для тебя наиболее актуальна, попробуй изменить рабочую локацию, использовать новые сервисы или слегка разнообразить подход. Проект может не двигаться дальше, потому что работа над ним слишком приелась, стала рутинной. Изменения дадут легкий толчок, в котором ты нуждаешься.
7
Разрешить себе не заканчивать проекты
Да, не все дела заслуживают того, чтобы тратить энергию на их завершение. Позволь себе вычеркнуть из списка в планировщике проекты, которые утратили свою актуальность, не приносят никакого удовольствия или пользы. Таким образом ты освободишь время и «оперативку» мозга для других действительно важных задач, которые тоже ждут того, чтобы их закончили.
Скачать приложение
Установи SingularityApp на все устройства и список дел будет всегда под рукой
Подарочные карты
SingularityApp