5 390
27 сентября 2023

Стоит ли тратить время на организацию пространства, и как это сделать грамотно

Организация пространства — это не просто уборка. Расхламить, провести замеры, продумать план, как все оптимально разместить, закупить материалы, разложить, а затем еще и поддерживать этот порядок — дело не из легких.

Разбираемся, на что стоит тратить время — на расхламление и упорядочивание пространства или на поиски нужных вещей в хаосе. А заодно предлагаем алгоритм, с которым приручить беспорядок будет проще.

Организация пространства в квартире набирает популярность со времен пандемии, когда многие из нас перешли на удаленку и ощутили дискомфорт при работе из дома: блокнот в самый нужный момент исчез, папки с документами тоже пропали, зато детские игрушки лежат прямо перед глазами — на рабочем столе.

В России даже появились специалисты, которые помогают избавиться от хлама, найти каждому предмету свое место в доме и сделать хранение вещей комфортным, эргономичным и красивым. Они выезжают на дом или консультируют онлайн, помогают с минимизацией вещей, закупкой материалов и организацией хранения. Звучит здорово, но стоит ли игра свеч?

На то, чтобы разложить все по полочкам и выбросить ненужное, потребуется немало времени и денег, ведь иногда приходится менять даже мебель. Зато потом все под рукой.

Есть и диаметрально противоположный подход — не заморачиваться с порядком и иметь примерное представление, что где лежит. Но и здесь есть риски — кто из нас не искал по полчаса ключи от квартиры или машины, опаздывая на встречу? Команда SingularityApp решила разобраться в этом вопросе и выяснить, есть ли золотая середина в поддержании порядка, и как в этом сможет помочь приложение-планировщик.

Флайледи VS человек-хаос: исследование#

Мы решили выяснить, что вообще люди знают об организации пространства и пользуются ли они этим на практике. Для этого попросили знакомых и друзей рассказать, как часто они расхламляют дом, убираются и раскладывают всё по своим местам. Также узнали, пользуются ли они дополнительными системами для хранения и что думают об ежедневном поддержании порядка.

Мнения по итогам опроса разделились почти поровну: первая группа — «Флайледи» — знакома с основными принципами организации пространства, они покупают контейнеры для хранения и ежедневно наводят порядок.

Другая половина относится к уборке проще: несколько раз в неделю участники опроса раскладывают вещи по своим местам, используют встроенные ящики и полки внутри шкафов и не особо заморачиваются с принципами расхламления и организации пространства.

Но нашлось и общее: и флайледи, и люди хаоса согласны, что поддерживать порядок в доме нужно и у каждой вещи должно быть свое место.

Есть ли польза в порядке в вещах#

Почему правильно организовать пространство вокруг себя — это важно? Мы поговорили об этом с экспертом Кристиной Матвеевой: вместе с командой она преображает дома клиентов и создает в них уют и порядок.

Кристина Матвеева
основатель первого в России агентства организаторов пространства
Порядок избавляет от визуального шума, поэтому человек в комфортном пространстве чувствует себя более расслабленным. Бывают периоды, когда дела и проблемы наваливаются со всех сторон и непонятно, с чего начать. Когда у вас есть сферы жизни, в которых все упорядочено (например, домашний быт), вам проще сфокусироваться на решении неожиданно свалившейся на голову проблемы. Людям, которые умеют организовать жизнь вокруг себя, отказаться от ненужного, приоритизировать дела, поделить проекты на подпроекты, из подобных ситуаций выпутаться гораздо легче.

В дополнение Кристина отмечает, что наведение порядка в доме — школа, в которой можно получить нужные полезные навыки:

  • принятия решений о том, нужна ли вам та или иная вещь и для чего;
  • понимания законов эффективности — где что должно лежать, чтобы вам было проще этим воспользоваться;
  • целесообразности — зачем тратить время на генеральную уборку, если можно организовать пространство так, чтобы она никогда не понадобилась;
  • социализации — учитесь коммуницировать с домашними, ведь бытовые вопросы всегда насущные.

Мы в Сингулярити согласны, что порядок и грамотное хранение вещей позволяют успешно вести свои дела, меньше тревожиться и яснее мыслить. Но не стоит доводить этот процесс до фанатизма, ведь в таком случае эффкт будет прямо противоположный: раздражение и беспокойство, зацикленность на минимализме и уборке, бесполезная трата времени.

Екатерина
Директор проекта SingularityApp

Стоит искать золотую середину, которая у каждого будет своя. Кому-то для ощущения комфорта и спокойствия важен идеальный порядок. И в пространстве, и в планах. У таких людей день будет тщательно распланирован, в расписание попадут и сон, и завтрак, и перерывы на чай, а на столе своё место будет определено для каждой ручки и ластика.

Нормально ли это? Нормально, если человеку так комфортно. Есть те, кто вообще не планирует, не ведет ежедневники и календари. Кстати, не обязательно у таких людей плохо организовано пространство — возможно, просто не так много дел и задач. Нормально ли не планировать? Нормально, если человеку так комфортно.

Планирование помогает тогда, когда в нем есть потребность: задач больше, чем времени, что-то всё время «не успевается», «забывается» и так далее. Тогда планирование поможет найти время и на работу, и на отдых, и на общение с близкими. И время на него потратить стоит.

В организации пространства то же самое: оно будет важно и поможет сэкономить время, если в этом есть потребность. А если ее нет, то покупка модных органайзеров, перекладывание вещей с места на место и курсы по теме планирования пространства могут оказаться просто способом потратить время и отложить другие дела.

Как навести порядок: пошаговый план

#

Сразу огорчим: навести порядок раз и навсегда не получится. Просто потому что домашнее пространство — живой организм, который постоянно меняется вместе с нашей деятельностью. Но есть и хорошие новости: если к вопросу подойти грамотно, в дальнейшем быстро навести порядок не составит труда.

Если в данный момент ваше жилище или офис далеки от идеала, советуем придерживаться пошагового алгоритма, вооружившись своим планировщиком и небольшим количеством свободного времени. Итак, шаги:

1. Найти проблемы и зафиксировать их

Не знаете, с чего начать расхламление? Бывалые мастера советуют сделать фотографии комнат: так проще увидеть лишние и ненужные вещи. После этого составляйте список всего того, что вам не нравится, разделяя пункты по отдельным комнатам. Лучше — сразу отдельным проектом в планировщике.

Секции в проектах в Сингулярити
С помощью секций в проектах Сингулярити легко делить задачи на смысловые блоки

2. Определить очередность работ

Если кинуться устранять все проблемы тотчас и бездумно, они вскоре снова вернутся. С чего точно стоит начать наводить порядок, так это с анализа получившегося списка проблем. Скорее всего, все пункты можно будет поделить на 2 группы:

  • у вещей нет своих мест хранения;
  • вещами сейчас не пользуются.

Чтобы отсортировать пункты в списке, попробуйте теги:

  • там, где не хватает способов хранения — поищите способы хранения на маркетплейсах, превратите проблемы в задачи и добавьте к ним тег «купить», чтобы при следующем шопинге дома появились органайзеры и всевозможные контейнеры;
  • там, где вещи лежат без дела — тег «убрать», чтобы вернуть их на места;
  • а там, где просто грязно — тег «генералить», чтобы знать, за что хвататься при влажной уборке.
Совет: при расхламлении квартиры лучше начинать с беспорядка, который на виду. Всё, что спрятано от глаз в шкафах и ящиках — оставьте на следующий подход, где будете действовать по схожему алгоритму.
Теги в Сингулярити
Благодаря тегам будет легко группировать дела по типу

3. Спланировать время на уборку

Пытаться справиться со всеми проблемами за один раз — равно сдуться где-то на полпути, разбирая полку в шкафу, когда вокруг валяется тонна вещей, а полы все еще не вымыты спустя три часа от старта. Вместо таких изнурительных и неприятных марш-бросков, планируем грамотно. Покупки для дома — на один день, влажную уборку — на другой, расхламление вещей — на третий. Для этого удобно пользоваться почасовым расписанием. А чтобы точно остановиться вовремя, можно использовать таймер Помодоро.

Планирование по дням и часам в Сингулярити
Ограниченные по времени домашние активности не дадут потратить слишком много времени на уборку

4. Во время уборки вещей на места — сразу решать их судьбу

Что-то можно безжалостно выбросить (делаем тут же), что-то — отдать (складываем в отдельный пакет и формируем нужную задачу на ближайшую дату), а что-то требует ремонта (кладем в другой пакет и тоже создаем задачу с тегом «ремонт»).

5. Создать систему

Чтобы не приходилось разгребать подобные завалы постоянно, нужно создать удобную систему хранения, где у каждой вещи есть своё место. Если мест всем вещам не хватает — нужно сокращать количество вещей. И главное, не забывать поддерживать чистоту дома плановыми уборками. Для этого достаточно создать в вашем планировщике несколько повторяющихся задач:

  • раз в неделю в один день — сухая и влажная уборка,
  • раз в неделю в другой — уборка вещей на места,
  • раз в месяц — большая уборка с расхламлением, когда вы выбрасываете накопившееся ненужное и корректируете свою систему хранения.
Совет: чтобы не приходилось выделять отдельный день на уборку вещей на места, пользуйтесь для этого хронофагами или прокрастинацией. Ждёте загрузки софта — приберитесь на рабочем столе. Не можете взяться за сложную задачу — разложите вещи по полочкам. А еще можно потратить на уборку пару перерывов между работой — для этого пригодятся ежедневные напоминания.

Еще больше советов можно найти в блоге «Организованная жизнь».

Ну а чтобы вы ничего не забыли во время генеральной уборки, советуем скачать наш чек-лист — с ним дело пойдет быстрее :) Успехов в расхламлении!