Максим Денисов — главный инженер на промышленном предприятии. Увлекается персональным менеджментом с 2008 года, прошел  более 100 курсов. Ведущий семинаров по тайм-менеджменту.

Прочел много книг о мотивации, планировании и организации времени, пропуская их через себя. Составляет базу знаний и пишет об этом в дзен канале. Издал две книги о постановке целей и управлении временем. 

В статье Максим делится своим опытом с читателями журнала ProВремя.

Мы все разные. У одних дома идеальный порядок. У других — полный бардак. Третьи вообще великомученики — сначала создадут хаос, потом, как Сизиф, пытаются его организовать. Тема вечная. 

Один из вопросов на моей первой платной консультации восемь лет назад был: «Как навести порядок на рабочем месте». В статье расскажу, зачем порядок нужен, и опишу три главные причины бардака.

Порядок времени 

Откуда у нас стремление к порядку? Считается, что порядок экономит время на поиск вещей и документов, а ещё — радует глаз. Оба утверждения спорные, поэтому добавим третье: порядок нужен для взаимодействия и синхронизации. 

Если в доме один пылесос, то все знают, где он стоит. Если на предприятии одна таблица, например, по контролю качества, то и те, кто вносит данные, и те, кто их использует, ищут файл в одном месте. И, к общей радости, быстро находят.

Лучше всего о том, как люди пришли к порядку и единой системе времени написал Юваль Ной Харари в книге «Sapiens. Краткая история человечества». Поделюсь цитатой из этой книги.

Промышленная революция превратила расписание и конвейер в единую матрицу практически для всех видов человеческой деятельности. Вскоре после того, как фабрики навязали людям свои правила, точное расписание было принято в школах, потом в больницах, в правительственных учреждениях, бакалейных лавках. 

Если смена заканчивается в 17:00, то двери местного паба должны распахнуться в 17:02.

Промышленная революция превратила расписание и конвейер в единую матрицу практически для всех видов человеческой деятельности

Ключевым звеном в распространении новой системы стал общественный транспорт. Если смена начинается в 8:00, поезд или автобус должен подъехать к воротам фабрики к 07:55. Даже небольшое опоздание снизит выработку, злостные нарушители и вовсе будут уволены. 

В 1784 году в Англии появились маршруты омнибусов с расписанием: публиковался только час отбытия, а не прибытия. В ту пору в каждом городе и поселке было местное время, которое могло отличаться от лондонского на несколько минут или на полчаса. 

В полдень по Лондону в Ливерпуле было, скажем, 12:20, а в Кентербери — 11:50. Кому какое дело — ведь не было ни телефонов, ни радио, ни телевидения, ни скоростных поездов!

В 1784 году в Англии появились маршруты омнибусов с расписанием

Первая коммерческая железная дорога соединила Ливерпуль и Манчестер в 1830 году. Десять лет спустя появилось первое расписание поездов. Поезд ехал гораздо быстрее конного экипажа, и разнобой в местном времени начал раздражать. 

В 1847 году английские железнодорожные компании провели совещание и решили указывать в расписании время по Гринвичской обсерватории, а не по местному времени Ливерпуля, Манчестера или Глазго.

Первая коммерческая железная дорога соединила Ливерпуль и Манчестер в 1830 году

Примеру железнодорожных компаний последовали многие другие учреждения. Наконец, в 1880 году английское правительство законодательно постановило указывать по всей Великобритании время в соответствии с Гринвичем. 

Впервые в истории у страны появилось национальное время, и государство обязало граждан жить не по местному циклу от рассвета до заката, а по механическим часам.

Из этого скромного начинания выросла всемирная сеть расписаний, синхронизированных до миллионных долей секунды.

— «Sapiens. Краткая история человечества», Юваль Ной Харари

elitevpodarok

Всему свое место 

Многие понимают сами, что им нужен порядок. Других к этому подталкивают или даже принуждают. Но воз и ныне там. Почему? Неужели так всё сложно? На словах вроде бы нет. Для поддержания порядка достаточно следовать одному золотому правилу: «У всего должно быть своё место и всё должно лежать на своих местах.» Но на деле — сложнее. Давайте разбираться, почему.

Посмотрите на бардак вокруг или представьте, или вспомните. Как он образовался? Вы торопились, и вместо того, чтобы повесить рубашку в шкаф, повесили на спинку стула. На другой день вы купили умный выключатель, но разбираться с ним пока некогда, и он лежит на тумбочке и ждёт своего часа. 

Вечером вы помазали руки кремом и оставили его на столе, а не вернули на полку, где он обычно стоит. Купили хлебопечку, но места для неё нет, поэтому она стоит на обеденном столе — вроде не мешает, но вид портит. 

Под ногами мешаются гантели, потому что у них нет своего места. В углу — сушилка для обуви, потому что у неё тоже нет своего места. На компьютерном столе лежит скотч, который не убрали сразу после использования. А рядом — новый чехол для телефона. Создали файл, но думать неохота и некогда, поэтому сохранили на рабочем столе. И так далее.

Из этого можно сделать простой вывод: не покупайте лишние вещи и кладите сразу всё на своё место. Но не получается. На мой взгляд, есть три основные причины беспорядка.

Причины беспорядка 

1. Нет стратегии 

Нет стратегии, видения, генерального плана, принципов. Называть можно как угодно. По сути это то, как выглядит ваш дом, ваш гардероб, ваш день. То, что поможет принимать решения: покупать ли новое платье, вазочку, очень нужный бытовой прибор непонятного назначения. А также, куда положить очередную книгу, пластинку, повесить картину, поставить коробку с туфлями.

Что делать?

Чтобы стать ближе к порядку, остановитесь и подумайте:

  • Сколько рубашек, брюк, сковородок, телевизоров нужно?
  • Что делать с лишними?
  • Что делать с не используемыми бытовыми приборами?
  • Как часто покупать новые?
  • Как организовать круговорот носков?
  • Кто и когда моет посуду, пол, плиту?
  • и так далее.

Для лучшего взаимодействия и во избежание скандалов генеральный план должны согласовать и соблюдать все члены семьи. Для этого в приложении SingularityApp вы можете создать проект и добавить в него задачу с чек-листом, а потом — поделиться этим проектом. Так вы точно ничего не забудете.

Задача с чек-листом в SingularityApp

2. Не умеем / не любим принимать решения 

Наведение и поддержание порядка — это постоянные решения. Допустим всё хранится на своих местах, но появляется новая куртка/вазочка/прибор. Куда её повесить/положить/поставить? Что выбросить вместо? Куда положить пустую коробку? Как долго хранить? Это сложные решения.

Повесим/положим/поставим пока здесь, а потом решим. Сходили в театр/гости/на встречу один раз. Одежду стирать или нет? А в шкаф с чистой одеждой можно повесить? Ещё одно непростое решение. Наводим порядок. Очки лежат не на месте. Убрать сейчас? Но сейчас мы вытираем пыль. Потом? Ок, потом.

Что делать?

Здесь советов и тонкостей намного больше. О том, как наводить и поддерживать порядок написано много книг: «Упрости себе жизнь. Как навести порядок на работе и дома», «Самоорганизация по принципу «Изнутри наружу», «Идеальный порядок за 8 минут», «Магическая уборка. Японское искусство наведения порядка дома и в жизни» и многие другие.

Полностью я читал пару-тройку, по остальным — обзоры.

Вот несколько советов:

  • Для новых вещей сразу определять место. «Пылесос будет стоять здесь, коробка и запчасти от него — здесь».
  • Иметь план уборки. Сначала сгребаем всё в кучу, сортируем, лишнее выбрасываем, остальное раскладываем по местам, вытираем пыль, пылесосим, моем пол.
  • Использовать принципы из первого пункта как основу для дальнейших решений. «У каждого члена семьи по две кружки и пять гостевых».
  • Единожды принятые решения использовать как принципы. Что делать с гладильной доской? Убрать. Появляется принцип: «погладил — убери доску».
  • Принимать решения заранее. «Если я не удержусь и куплю новую книгу, то поставлю её на эту полку».
  • Делегировать уборку профессионалам. Или хотя бы тем, кто не бесится при слове «уборка».

Кстати, вы можете подготовить план уборки в приложении Singularity. Создайте повторяющуюся задачу с чек-листом для уборки. Она сама напомнит о себе, а после наведения порядка достаточно будет проверить чек-лист и отметить выполненные пункты.

Повторяющаяся задача с чек-листом в SingularityApp поможет упростить поддержание порядка в доме

3. Нет дисциплины / привычки 

Следующий важный элемент поддержания порядка — умение следовать своей стратегии и заранее принятым решениям. Либо оно у вас врожденное, либо его нужно развивать, как привычку. Как бы сложно не было. 

После работы заехали в пункт Wildberies, забрали заказы, дома распаковали, примерили, полюбовались и... оставили в прихожей.

Потому что нужно разогреть или приготовить ужин, доделать взятую на дом работу, проверить уроки у ребёнка, отдохнуть...

Дисциплинированный человек сразу разложит всё по местам. За дисциплиной следует привычка. Сначала вы делаете что-то через «не хочу», а потом даже не замечаете как вы это делаете.

Что делать?

Здесь нет хитростей, всё очень просто:

  • Сначала делаем через «не хочу», потом привыкаем. Это очень сложно, особенно вначале. В Сингулярити вы можете создать привычку и отслеживать её с помощью трекера привычек. Эффект визуализации на шкале прогресса станет вашим индикатором регулярности.
  • Находим внешнюю дисциплину. Супруг, начальник, мама, командир, тренер.
  • Организуем всё так, чтобы сделать было проще, чем не сделать. Идти меньше, брать проще.
Отслеживание привычек с помощью специального трекера привычек в Сингулярити

У меня есть пара статей на Дзене, где я рассказываю, как навести порядок в жизни и как я организовываю пространство. Прочитайте, если всерьез решите взять порядок в свои руки и разобраться с бардаком.

Это сложные навыки, особенно для творческих личностей. Но без них вы не наведёте порядок в доме и в жизни, а значит вам будет сложно взаимодействовать с другими людьми. Оно вам надо?

У Максима Денисова классные статьи и советы, как приручить хаос. И ещё полезная ссылка от команды Сингулярити: специальный TG-бот, в котором можно пройти простой тест на определение своей эффективности и типа планирования, получить рекомендации, бесплатно скачать полезные шаблоны для стратегического и тактического планирования. Пробуйте! ;)
elitevpodarok