Разделение сфер жизни. Простой способ навести порядок в делах

Разделение сфер — это принцип, который помогает сделать наш тайм-менеджмент более простым и понятным. Идея заключается в том, чтобы определить свои самые значимые жизненные сферы и начать планировать их по отдельности.

Давайте посмотрим, как это выглядит на практике. Предположим, что мы составили вот такой список дел на день:

В списке всего десять задач, и теоретически в нем не должно быть ничего сложного. Но как только мы начинаем с ним работать, то сталкиваемся сразу с двумя проблемами.

Во-первых, несмотря на небольшое количество задач, список выглядит каким-то запутанным и сумбурным. От него остается впечатление, как от картины Босха, на которой происходит что-то непонятное.

Во-вторых, в этом списке очень сложно расставить приоритеты. Что важнее: доделать заказ для клиента или провести время с семьей? Что важнее: обсудить замечания по проекту или купить продукты? Даже опытный «тайм-менеджер» может легко впасть в ступор от таких вопросов.

Эти проблемы возникают по одной причине: в нашем списке смешаны рабочие и личные дела, то есть две разных сферы жизни.

Сложность в том, что наши рабочие и личные задачи друг с другом почти никак не связаны. Это не просто разные дела: это фактически две разных жизни, которые мы проживаем по отдельности. Каждой жизненной сфере соответствуют свои цели, свои ценности и даже свое особое состояние ума.

Рабочие задачи Личные дела
Мои ценности Карьера, деньги, профессиональный рост Семья, здоровье, комфорт
Мои цели Рост доходов, развитие личного бренда Создание уюта в доме, удовольствие от жизни, благополучие близких

Именно с этим и связаны сложности «смешанного» планирования. Нам постоянно приходится выбирать между семьей и карьерой, между уютом в доме и личным брендом. Но сравнивать эти понятия некорректно: они существуют параллельно друг другу и никак не пересекаются.

И это мы взяли относительно простую ситуацию. У некоторых людей в отдельную сферу могут попадать творчество, спорт, духовное саморазвитие и т. д. В этом случае разобраться в задачах будет еще труднее.

А теперь давайте применим к нашему первоначальному плану принцип разделения сфер. У нас получится два вот таких коротких перечня:

Да, сейчас списков стало больше. Зато они выглядят более лаконичными и понятными, а задачи в них уже не спорят друг с другом.

Кроме того, у нас больше нет проблем с расстановкой приоритетов. Мы сразу видим, что поход в кафе важнее уборки, а доделать заказ важнее, чем обновить портфолио.

Вполне естественно, что работать с такими списками гораздо удобнее и приятнее, чем с первоначальным планом.

Разделение сфер жизни в SingularityApp#

Для раздельного планирования жизненных сфер в Сингулярити мы можем использовать два инструмента: проекты и теги.

  1. Проекты
    Создаем в Сингулярити отдельный проект под каждую значимую сферу жизни:

    Все новые задачи мы сразу же прикрепляем к той или иной сфере. Теперь, если мы захотим разделить свой список на рабочие и личные задачи, нам достаточно будет применить к нему соответствующий фильтр:

    В рамках каждой сферы можно создавать и отдельные подпроекты. Например, в «Личных делах» у нас могут появиться подпроекты «Ремонт в квартире» или «Подготовка к отпуску».

  2. Теги
    Аналогично: для каждой сферы создаем отдельный тег и помечаем им соответствующие задачи.

    Теги, так же как и проекты, можно использовать для быстрого разделения задач на рабочие и личные.

    К каждой задаче можно прикрепить несколько тегов, что позволяет очень тонко настраивать свои списки.

Некоторые нюансы#

  1. Принцип разделения сфер применим не только к спискам дел, но и к другим техникам тайм-менеджмента. Например, если мы пользуемся матрицей Эйзенхауэра, нам лучше создать отдельные матрицы для рабочих и личных задач.
  2. Очень полезно бюджетировать время на каждую сферу жизни. Проще говоря, нам нужно решить, сколько мы готовы ежедневно тратить на работу, домашние дела, творчество и т. д. Такой подход помогает поддерживать баланс между разными сферами и жить полноценной жизнью.

    Оформить все это можно в виде какого-нибудь простенького расписания:

  3. Дэвид Аллен, создатель системы GTD, рекомендует каждый месяц устраивать ревизию своих жизненных сфер. Смотрим на каждую сферу и пытаемся ответить на вопросы:

    • Все ли в этой сфере идет как надо?
    • Нет ли незавершенных задач и проектов?
    • Не возникло ли каких-нибудь проблем или трудностей?
    • Каких целей не мешало бы достичь в этой сфере?

Этот обзор помогает взглянуть на свои дела «с высоты птичьего полета» и исправить то, что по какой-то причине было упущено.

А вот видео, в котором на реальном примере разбираем систему планирования задач, в которой остается пространство для свободы и спонтанности.

Посмотрите видео о подходе к планированию,
который не превращает жизнь бесконечный чеклист [28m 49s]