Давайте посмотрим, как это выглядит на практике. Предположим, что мы составили вот такой список дел на день:
В списке всего десять задач, и теоретически в нем не должно быть ничего сложного. Но как только мы начинаем с ним работать, то сталкиваемся сразу с двумя проблемами.
Во-первых, несмотря на небольшое количество задач, список выглядит каким-то запутанным и сумбурным. От него остается впечатление, как от картины Босха, на которой происходит что-то непонятное.
Во-вторых, в этом списке очень сложно расставить приоритеты. Что важнее: доделать заказ для клиента или провести время с семьей? Что важнее: обсудить замечания по проекту или купить продукты? Даже опытный «тайм-менеджер» может легко впасть в ступор от таких вопросов.
Эти проблемы возникают по одной причине: в нашем списке смешаны рабочие и личные дела, то есть две разных сферы жизни.
Сложность в том, что наши рабочие и личные задачи друг с другом почти никак не связаны. Это не просто разные дела: это фактически две разных жизни, которые мы проживаем по отдельности. Каждой жизненной сфере соответствуют свои цели, свои ценности и даже свое особое состояние ума.
Рабочие задачи | Личные дела | |
---|---|---|
Мои ценности | Карьера, деньги, профессиональный рост | Семья, здоровье, комфорт |
Мои цели | Рост доходов, развитие личного бренда | Создание уюта в доме, удовольствие от жизни, благополучие близких |
Именно с этим и связаны сложности «смешанного» планирования. Нам постоянно приходится выбирать между семьей и карьерой, между уютом в доме и личным брендом. Но сравнивать эти понятия некорректно: они существуют параллельно друг другу и никак не пересекаются.
И это мы взяли относительно простую ситуацию. У некоторых людей в отдельную сферу могут попадать творчество, спорт, духовное саморазвитие и т. д. В этом случае разобраться в задачах будет еще труднее.
А теперь давайте применим к нашему первоначальному плану принцип разделения сфер. У нас получится два вот таких коротких перечня:
Да, сейчас списков стало больше. Зато они выглядят более лаконичными и понятными, а задачи в них уже не спорят друг с другом.
Кроме того, у нас больше нет проблем с расстановкой приоритетов. Мы сразу видим, что поход в кафе важнее уборки, а доделать заказ важнее, чем обновить портфолио.
Вполне естественно, что работать с такими списками гораздо удобнее и приятнее, чем с первоначальным планом.
Разделение сфер жизни в SingularityApp#
Для раздельного планирования жизненных сфер в Сингулярити мы можем использовать два инструмента: проекты и теги.
- Проекты
Создаем в Сингулярити отдельный проект под каждую значимую сферу жизни:Все новые задачи мы сразу же прикрепляем к той или иной сфере. Теперь, если мы захотим разделить свой список на рабочие и личные задачи, нам достаточно будет применить к нему соответствующий фильтр:
В рамках каждой сферы можно создавать и отдельные подпроекты. Например, в «Личных делах» у нас могут появиться подпроекты «Ремонт в квартире» или «Подготовка к отпуску».
-
Теги
Аналогично: для каждой сферы создаем отдельный тег и помечаем им соответствующие задачи.Теги, так же как и проекты, можно использовать для быстрого разделения задач на рабочие и личные.
К каждой задаче можно прикрепить несколько тегов, что позволяет очень тонко настраивать свои списки.
Некоторые нюансы#
- Принцип разделения сфер применим не только к спискам дел, но и к другим техникам тайм-менеджмента. Например, если мы пользуемся матрицей Эйзенхауэра, нам лучше создать отдельные матрицы для рабочих и личных задач.
- Очень полезно бюджетировать время на каждую сферу жизни. Проще говоря, нам нужно решить, сколько мы готовы ежедневно тратить на работу, домашние дела, творчество и т. д. Такой подход помогает поддерживать баланс между разными сферами и жить полноценной жизнью.
Оформить все это можно в виде какого-нибудь простенького расписания:
-
Дэвид Аллен, создатель системы GTD, рекомендует каждый месяц устраивать ревизию своих жизненных сфер. Смотрим на каждую сферу и пытаемся ответить на вопросы:
- Все ли в этой сфере идет как надо?
- Нет ли незавершенных задач и проектов?
- Не возникло ли каких-нибудь проблем или трудностей?
- Каких целей не мешало бы достичь в этой сфере?
Этот обзор помогает взглянуть на свои дела «с высоты птичьего полета» и исправить то, что по какой-то причине было упущено.
А вот видео, в котором на реальном примере разбираем систему планирования задач, в которой остается пространство для свободы и спонтанности.