Метод шести шляп: как мыслить объемно и принимать эффективные решения

Чтобы принять правильное решение, надо учесть все аспекты — посмотреть на вопрос с разных сторон. Легко сказать, но непросто реализовать на практике: критические мысли, эмоции, надежды, сомнения и предубеждения начинают перебивать друг друга и устраивать хаос, как только мы принимаемся за размышления.

Чтобы дать каждой «стороне» высказаться и прийти в итоге к взвешенному решению, британский психолог Эдвард де Боно советует примерить шесть шляп мышления. Расскажем, в чем суть методики, кому она подойдет и как правильно применять её для личных проектов и в команде.

Метод 6 шляп де Боно: в чем суть#

Эдвард де Боно рассказал об этом нестандартном подходе в своей одноименной книге «Шесть шляп мышления» (Six Thinking Hats), вышедшей в 1985 году. Психолог был убежден, что с течением жизни под воздействием культуры, образования, эмоций и привычек люди начинают мыслить слишком однобоко. Смотреть на проблемы с разных ракурсов становится очень тяжело, а порой и вовсе невозможно.

Даже если человек старается выйти за пределы этого однобокого взгляда, его все равно тянет вернуться к своей единственной и привычной мыслительной «шляпе». В ней многие люди могут провести всю жизнь: кто-то в вечной роли критика видит мир в черном цвете, кто-то всегда на «позитиве» и не учитывает опасности, а кто-то под постоянным контролем эмоций забывает включить логику.

Чтобы решить эту проблему, де Боно предложил метод шести шляп: вместо одного преобладающего взгляда на ситуацию, рассмотреть ее с шести сторон поочередно. Эмоции, критика, оптимизм, креатив, сухие факты и стратегическое мышление — для каждой роли полагается шляпа определенного цвета.

метод 6 шляп мышления

Когда человек «надевает» конкретную шляпу, он размышляет только в пределах отведенной ей роли. Например, в красной шляпе можно на время отдаться эмоциям и интуиции, в черной — позволить себе посмотреть на всё с критической стороны, а в зеленой — выплеснуть все самые нестандартные и креативные идеи, которые только придут в голову.

Таким образом, поочередное использование каждой из шляп позволяет посмотреть на ситуацию объемно, сделать картину своего взгляда на вопрос разноцветной, а не монохромной. Чем четче и «ярче» видна ситуация, тем больше шансов, что в итоге будет принято правильное решение.

Кому подойдет метод шести шляп#

Методика шести шляп будет полезна как для личных решений и проектов, так и для работы в команде.

Для командной работы — поможет сократить количество споров в процессе брейншторма и даст возможность каждому участнику высказать свои эмоции, опасения, критические замечания, идеи и т. д.

Часто совместное обсуждение проекта может привести к «победе» предложений тех, кто смог отстоять свою точку зрения, выглядел наиболее убедительно. Только в процессе можно «выплеснуть воду вместе с ребенком» — не заметить серьезную опасность или упустить классные идеи, просто потому, что сотрудникам не хватило инициативы их отстоять. Метод шести шляп позволяет уделить время каждому аспекту, вовлечь каждого участника и дать ему высказаться, не боясь осуждения и не вовлекаясь в спор на тему «кто прав».

Подойдет командам из любой сферы умственного труда — разработчикам, маркетологам, юристам, научным сотрудникам, дизайнерам и многим другим. С помощью методики решают не только важные задачи, стоящие перед компанией, но и обсуждают более бытовые вопросы, например, как организовать корпоратив.
метод 6 шляп мышления

Для личных целей — методика де Боно будет полезным упражнением при принятии решений. Так же, как и в команде, вы дадите себе последовательно высказаться по шести направлениям, не осуждая и не споря даже с самыми странными мыслями. С помощью такого подхода можно облегчить выбор карьерного пути, определиться с направлением для отпуска, выбрать новую машину или объективно взглянуть на конфликт с другом — способов применения множество.

Как применять метод шести шляп: примеры#

Расскажем подробнее про каждую из шляп — какого они цвета, за какие направления отвечают и на какие примерные вопросы ориентироваться в процессе.

1. Синяя — стратегическое мышление, режим модератора и направляющего. Без модератора не обойтись и в командном обсуждении, и при личной практике методики. Эта шляпа следит за тем, чтобы соблюдались правила игры, участники не перескакивали с одного направления на другое и были достигнуты задачи обсуждения. Когда вы делаете упражнение сами — это внутренний наблюдающий за процессом, который позволит быстро вернуться к нужной стороне вопроса, если вы вдруг случайно отвлеклись на другую, а в конце — подвести итоги.

метод 6 шляп мышления
Примеры:

— Участники команды по сценарию сейчас выражают эмоции, но кто-то резко переходит к критике. Синяя шляпа подсказывает, что пока не время для критических высказываний и возвращает участника в нужное русло обсуждения.

— Вы перечисляете для себя возможные опасности решения, но вдруг в процесс вмешивается «позитивная шляпа» и говорит, что все это ерунда и не стоит внимания. Надо вооружиться синей шляпой и отложить размышления над положительными сторонами до тех пор, пока не придет их очередь.

2. Белая — факты и данные. Белая шляпа отвечает за рациональное мышление и сухие факты. В этой шляпе участники обсуждения выгружают всю доступную информацию, отделяя ее от эмоций, критики и ожиданий.

метод 6 шляп мышления
Примеры:

— «В прошлом году мы увеличили продажи этого продукта в два раза, в начале этого года они упали на 30%»

— «Обучение на этом курсе стоит 200 000 рублей в год»

— «У меня есть неделя до дедлайна по проекту»

3. Красная — эмоции, чувства, интуиция. Красная шляпа отвечает за подсознательные ощущения, которые не требуют какой-то рационализации. Пока вы в ней — можно говорить все, что «на сердце» относительно конкретного проекта или вопроса.

метод 6 шляп мышления
Примеры:

— «Мне не нравится эта иллюстрация на сайте, она выглядит отталкивающе»

— «Я боюсь переезжать в эту страну»

— «Я чувствую, что если мы вложим туда деньги, понесем убытки»

4. Черная — критическое мышление, риски и минусы. В черной шляпе мы говорим обо всех потенциальных опасностях и подводных камнях. Это время для того, чтобы максимально критично отнестись к предмету обсуждения и постараться выявить все проблемы.

метод 6 шляп мышления
Примеры:

— «Это решение может привести к утечке данных пользователей»

— «Похожий дизайн клиенты уже отвергали раньше»

— «Если я куплю эту машину, то с текущим доходом не смогу позволить себе отпуск летом»

5. Желтая — оптимистичный взгляд, плюсы. В желтой шляпе можно отмечать все положительные стороны, искать преимущества.

метод 6 шляп мышления
Примеры:

— «Если мы будем регулярно вести соцсети по этому плану, то повысим лояльность клиентов»

— «После прохождения курса мне будет легче повысить доход»

— «Я уже справлялся много раз с похожими задачами»

6. Зеленая — креативные идеи и предложения. Зеленая шляпа позволяет без ограничений делиться творческими идеями, даже если они кажутся глупыми и смешными.

метод 6 шляп мышления

В таком режиме мышления необходимо на время отключить внутреннего критика и позволить потоку идей вырваться на волю.

Примеры:

— «Мы можем провести игровой квест для подписчиков рассылки нашего приложения»

— «А что если я позову на чашку кофе трех интересных мне людей из профессии?»

— «Нам пора привлекать молодую аудиторию через трендовые флешмобы в соцсетях»

Практикуя метод 6 шляп в команде, можно дать всем участникам примерить каждую шляпу по очереди или заранее выбрать по одному представителю на разные.

И опять синяя шляпа — выводы и план действий. В конце упражнения в дело снова вступает синяя шляпа, чтобы подвести итоги и резюмировать, чего удалось достичь в процессе обсуждения, какие инсайты получилось поймать и что дальше со всем этим делать.

Вопросы для подведения итогов обсуждения:

— Какие факты удалось подтвердить?
— Какие опасения получилось опровергнуть, а какие подтверждены фактами и как подстраховаться?
— Какие идеи удалось сгенерировать?
— Каков план действий по итогу обсуждения?

Пример:

«Мы подтвердили, что продажи продукта в прошлом году упали на 20%. Но опасения, что в этом году падение продолжится, удалось опровергнуть: ситуация на рынке изменилась, прошлогодние факторы уже не влияют в полную силу, цифры на первый квартал позитивные.

Участники обсуждений предложили несколько новых идей, как повысить продажи: организовать офлайн мероприятие, попробовать продвижение у блогеров, улучшить условия нашей программы лояльности.

Мы можем перейти к действиям для реализации идей: утвердить бюджет для дополнительных активностей, изучить предложения инфлюенсеров, составить список улучшенных условий и акций для новых клиентов и т. д. »

Итоги: какие плюсы и минусы есть у метода шести шляп#

Чем полезна методика:

  • Позволяет отделить эмоции от фактов, позитив от критического мышления, креативность от логичности и т. д.
  • Помогает посмотреть на проблему со всех сторон, получить более объемную картинку. Суть не в том, чтобы определить, какая точка зрения самая правдивая, а в том, чтобы уделить внимание каждой и прийти к эффективному решению.
  • Позволяет проработать одно направление за раз, не прыгать с одной мысли на другую, не спорить с разных точек зрения, а спокойно исследовать все по очереди.

К недостаткам можно отнести несколько моментов, связанных по большей части с вопросом натренированности в методике:

  • Шляпы мышления поначалу будут ощущаться неестественно. Будет тянуть спрыгнуть в старые паттерны и покрасить всё одним любимым цветом. Так что придется практиковаться.
  • Большую команду не всегда получается организовать с первого раза. На старте понадобится уделить достаточно времени объяснению правил участникам и внимательно следить за процессом в синей шляпе.

Использовать метод 6 шляп поможет чек-лист. Скачайте и пользуйтесь при подготовке к анализу и в процессе. Полный чеклист вы можете скачать в пару кликов.
Это бесплатно 🙂

Шаблон загрузится в SingularityApp. Установите приложение и перейдите по ссылке. Образец чек-листа отобразится в виде отдельного проекта с секциями, задачами и подзадачами.

4_Promo