А ведь подводить итоги дня — это простой способ оперативно скорректировать путь к цели. В статье обсудим, как правильно оценивать результаты своей работы.
Как провести анализ прожитого дня с помощью планировщика #
Анализ дня (или итоги дня, оценка дня) — это способ саморефлексии, который помогает улучшить личную эффективность. Предполагает осмысление произошедших событий, ваших действий и их результатов.
Чтобы начать анализ дня, важно вспомнить все задачи на него запланированные. Если вы используете приложения для планирования, или хотя бы бумажный планировщик, это будет проще простого.
Например, в SingularityApp удобнее всего воспользоваться фильтром. Для этого необходимо кликнуть на значок фильтра в правом верхнем углу, указать нужную дату и проставить галочки напротив статусов задач («выполненные», «не выполненные» и «архивированные»). Так вы увидите полный список того, что планировали сделать в этот день.
Чтобы анализировать день быстрее, добавьте этот фильтр в Избранное — нажмите соответствующую кнопку в правой части экрана.
Анализ удобно выполнять в два этапа: сначала — проанализировать дела, которые вы успели завершить сегодня, после — те, которые остались в прогрессе и до которых руки так и не дошли.
Проанализируйте завершенные дела #
Оцените, требуют ли закрытые задачи следующих шагов. Например, вы завершили дизайн постера, но его необходимо ещё проверить на опечатки, утвердить с заказчиком и распечатать. Запланируйте эти шаги на следующие дни, чтобы доделать работу.
Проанализируйте незаконченные дела #
Принято считать, что день удался, когда все задачи запланированные на сегодня удалось закрыть. Но даже гениям планирования такое удаётся не всегда. Случается, что к вечеру некоторые дела остаются незаконченными — частично или полностью. Если в вашем списке задач остались те, за которые вы не успели взяться, или те, над которыми вы только начали работу, их следует проанализировать отдельно.
Проверьте актуальность незавершенных задач #
Если вам не хватило времени на задачу, перенесите её на завтра. Но если это случается не в первый раз, проверьте — не потеряла ли она актуальность.
Оцените масштаб задачи #
Когда приходит время выполнять задачу, может оказаться, что работы предстоит куда больше, чем вы думали, когда её ставили. Проанализируйте, не потребовала ли какая-то из ваших задач значительно больше времени, чем планировалось.
Работа над такими задачами может демотивировать: даже если вы в течение дня занимались задачей, галочку напротив всё равно не поставить — ведь завтра вам придется продолжить работу. Чтобы отслеживать прогресс в уже начатой задаче, используйте чек-лист, добавив в качестве пунктов этапы работы. Процент выполнения чек-листа поможет вам видеть прогресс по задаче и оценивать свою эффективность.
Если работы по задаче завершены не на 100%, не забудьте при анализе дня перенести ее на следующий день, когда планируете этой задачей заниматься.
Пишем анализ дня: вопросы для самопроверки #
Чтобы качественно оценить результаты прошедшего дня, удобно использовать вопросы для самоанализа: они помогают проанализировать события с разных сторон.
Мы собрали список вопросов, которые эксперты по управлению временем советуют использовать для подведения итогов дня чаще всего. Отнеситесь к этой практике творчески: дополняйте список своими вопросами, меняйте формулировки и записывайте в тетрадь или заметки, какие чувства и мысли вызывают у вас ответы на эти вопросы.
❓ Что важного удалось сегодня сделать? Какое достижение дня? #
Смысл не в том, чтобы ежедневно совершать подвиги. Важно найти в каждом дне то, что сделало вашу жизнь лучше. Например, достижением может быть как новый удачный рецепт ужина, так и первое выступление на публике или сдача текста без правок. Когда вы замечаете даже маленькие успехи, двигаться вперед становится легче.
❓ Какие ошибки были допущены? Как избежать их в будущем? #
Посмотрите, в чём вы были собой недовольны. Допустим, вы поняли, что тратите много времени исправляя свои же опечатки в документах. Не ругайте себя, ошибаться — нормально, ведь сосредоточенность меняется в зависимости от нагрузки. Лучше подумайте, что вы можете сделать, чтобы снизить количество опечаток в будущем. Например, можно попробовать перенести проверку текстов на утро и скорректировать завтрашний график.
❓ Ваш день был продуктивным? #
Посмотрите, что позволило вам работать эффективнее, а что, напротив, снизило вашу продуктивность. Например, прогулка по парку в обед помогла вам сохранить внимательность во второй половине дня. А вот поиск идей для постов превратился в бессмысленный скроллинг ленты. Подумайте, как этого избежать в следующий раз. Классным решением станет использование таймера Помодоро: так вы ограничите время на задачу с постами, чтобы работать более сконцентрировано.
❓ Какие задачи приблизили вас к цели? #
Ответ на этот вопрос поможет вам расставить приоритеты и скорректировать график на завтра так, чтобы сначала выполнить задачи, способствующие достижению целей.
Например, вы заметили, что 70% времени потратили на общение с клиентами, 25% — на вычитку текстов, а в оставшиеся минуты пили кофе или общались с коллегами. Любая работа важна, но если при этом ваша цель — развиваться как редактор, то стоит пересмотреть приоритеты: уделить больше времени задачам, которые прокачивают ваши скиллы в области текстов.
❓ Какие ощущения остались от общения с людьми? #
Анализируя, сколько времени и энергии вы тратите на общение с разными людьми, вы можете более рационально спланировать будущий день, выделяя адекватное время на важные переговоры.
Допустим, вам нравится обсуждать на пятиминутках с коллегами планы на неделю, а вот полчаса выслушивать, как поживает собака бухгалтера, абсолютно неинтересно. Конечно, нельзя просто отказаться с ней общаться, но можно пробовать возвращать диалоги в нужное русло.
❓ Что нового получилось сегодня узнать? #
Зафиксируйте, что полезного вы сегодня узнали, даже если времени на это было совсем немного. К примеру, прочитанная глава книги по профессии или онлайн-лекция, которую удалось послушать только наполовину, — тоже новые знания. Не умаляйте значимости маленьких шагов, которые ведут вас к развитию.
❓ Как вы себя чувствуете? А какими были эмоции в течение дня? #
Задавая себе вопросы об эмоциях, которые испытали в течение дня, вы можете заметить, что влияло на вашу производительность, взаимоотношения с другими людьми и принятие решений.
Например, вы замечаете, что вас раздражают рабочие сообщения после 20:00, и вести трезвый диалог трудно. Зная эту свою особенность, отвечайте на все сообщения, полученные во внерабочее время, следующим утром.
❓ Кого и за что вы сегодня благодарите? #
Переносить трудности легче, если несмотря ни на что, день был наполнен хорошими моментами. Благодарность за маленькие дела учит замечать множество хороших вещей — с ними легче поддерживать мотивацию и двигаться дальше. Например, вы можете поблагодарить коллегу за то, что помог с проектом или разбавил день хорошей шуткой. Или заметить, что клиент посоветовал вас своему другу, и поблагодарить его за хороший отзыв.
Итоги #
Если подводить итоги дня, можно лучше понять себя, скорректировать график и спланировать достижение целей. Выбирайте для анализа результатов спокойное время, когда вас меньше всего будут отвлекать и не забывайте задавать себе уточняющие вопросы.