Эффект Даннинга-Крюгера: почему самые некомпетентные — самые уверенные (и что с этим делать)
1 396
01 августа 2025

Эффект Даннинга-Крюгера: почему самые некомпетентные — самые уверенные (и что с этим делать)

Вы: инвестируете уже 5+ лет, изучаете аналитику и отчеты компаний, но при каждой покупке акций переживаете, что облажались. Тем временем коллега: посмотрел 10-минутное видео на ютубе «Миллион на крипте за 3 месяца», теперь проводит финансовые консультации в курилке для всего отдела.

Звучит абсурдно, но именно так работает эффект Даннинга-Крюгера: чем меньше человек знает, тем больше он уверен в своей правоте. Почему новички часто ведут себя как гуру, а настоящие эксперты полны сомнений? Разбираемся в статье.

reviews4

Что такое синдром Даннинга-Крюгера 

Эффект Даннинга-Крюгера — это когнитивное искажение, при котором люди неправильно оценивают собственную компетентность. Те, кто знает мало, часто переоценивают свои способности и считают себя экспертами. В то же время действительно квалифицированные специалисты, наоборот, склонны сомневаться в себе и полагают, что другие справляются не хуже.

Простыми словами, эффект Даннинга-Крюгера объясняет, почему самые некомпетентные люди зачастую бывают самыми самоуверенными.

Как был открыт эффект Даннинга-Крюгера (кратко)
В 1999 году психологи Дэвид Даннинг и Джастин Крюгер из Корнеллского университета провели ряд экспериментов. Студентам предложили пройти тесты на логическое мышление, грамматику и чувство юмора. После этого участники должны были самостоятельно оценить, насколько хорошо они справились.

Результаты оказались необычными: те, кто показал худшие результаты (в нижних 25%), были уверены, что попали в топ-60%. В то же время лучшие участники (в верхних 25%), наоборот, недооценивали себя и думали, что их уровень — примерно 70–75%.

Психологи выделили четыре стадии, через которые проходит каждый в процессе обучения и развития навыков.

  1. Неосознанная некомпетентность — человек не понимает, что плохо разбирается в теме. Энтузиазм на максимуме, все кажется простым, уверенность бьет через край.
  2. Осознанная некомпетентность — наступает осознание собственных ограничений. Уверенность резко падает, появляется ощущение, что все слишком сложно, хочется бросить.
  3. Осознанная компетентность — навык уже сформирован, но каждое действие требует концентрации. Работать на автомате пока не выходит.
  4. Неосознанная компетентность — все получается легко и естественно. Действия стали интуитивными, можно параллельно заниматься другим делом.
Эффект Даннинга-Крюгера тесно связан с лестницей уровней компетенции.
Первая ступень лестницы компетенций — любимое место обитания многих обладателей синдрома Даннинга-Крюгера.

Наиболее ярко эффект Даннинга—Крюгера проявляется именно на первой стадии. Человек, который только начинает разбираться в предмете, не знает, что не знает, поэтому искренне считает себя экспертом. Настоящие профессионалы (4-я стадия), напротив, хорошо помнят путь, который прошли, и понимают сложность предмета. Именно поэтому они чаще сомневаются и не стремятся навязывать свое мнение, что создает иллюзию некомпетентности на фоне самоуверенных новичков.

Как распознать эффект Даннинга-Крюгера: примеры и признаки 

Неспособность трезво оценить свои знания и умения может дорого обойтись: упущенные возможности, срывы дедлайнов, конфликты в команде. Однако у искажения Даннинга-Крюгера есть характерные признаки, которые можно научиться замечать.

В рабочих проектах 

Эффект особенно заметен при планировании времени и взаимодействии с коллегами. Недооценка сложности задач и переоценка собственных сил — прямой путь к срывам сроков, недопониманию и напряжению.

Как проявляется:

  • уверенность, что сложный проект можно завершить за день;
  • игнорирование советов более опытных коллег;
  • нежелание просить помощь или обратную связь;
  • раздражение от «ненужных» проверок и согласований.
Пример: новый сотрудник берется за неделю переписать критически важную систему, которую команда разрабатывала полгода. Когда ему объясняют подводные камни, отвечает: «Да что тут сложного? Я за день разберусь».

В обучении новым навыкам 

После первых успехов возникает ложное ощущение полного понимания. Человек прекращает учиться, считая, что уже достаточно разобрался в теме.

Как проявляется:

  • остановка на базовом уровне («курс прошел, значит, умею»);
  • уверенность в готовности учить других без углубленных знаний;
  • пренебрежение «бесполезной теорией»;
  • нежелание признавать ошибки.
Пример: Виктор прошел недельный курс по Excel и теперь считает себя гуру аналитики. Он увлеченно критикует «сложные» дашборды коллег, предлагая «упростить» все до базовых таблиц.

В личном планировании 

Переоценка собственных возможностей приводит к перегрузке, цейтноту и вечному чувству «неуспевания».

Как проявляется:

  • планирование 10 дел на день, когда выполняется только 3-4;
  • игнорирование времени на дорогу, подготовку, форс-мажоры;
  • уверенность в том, что «в этот раз точно все успею»;
  • пренебрежение реальной статистикой своей (не)продуктивности.
Пример: Юля каждое утро составляет список из 15 задач, а к вечеру выполняет максимум 4. Но она продолжает планировать с тем же энтузиазмом: «Да я просто вчера отвлеклась, а сегодня сосредоточусь».

В командной работе 

Нежелание делегировать задачи или учиться у других становится серьезным препятствием для развития как самого человека, так и всей команды.

Как проявляется:

  • кредо по жизни — «проще сделать самому»;
  • критика чужих методов без понимания сути и логики;
  • сопротивление внедрению новых процессов;
  • жесткая позиция «я лучше знаю, как надо».
Пример: руководитель отдела маркетинга, который 5 лет назад сам вел соцсети, продолжает требовать «постить красивые картинки». Современные тренды таргетинга и аналитики, предложенные командой, естественно, игнорируются.

Почему мозг нас обманывает: объяснение эффекта Даннинга-Крюгера 

Правило Даннинга—Крюгера — это не про глупость и не про лень. За данной когнитивной ошибкой стоят вполне конкретные механизмы в работе мозга. Главная причина — сбой в одной из ключевых функций психики: метакогниции.

Что такое метакогниция
Метакогниция — это способность размышлять о собственном мышлении, оценивать свои знания и уровень понимания. Проще говоря, это умение честно ответить себе на вопрос: «А действительно ли я это понимаю?»

Чтобы понять, как работает этот механизм, представьте два сценария. Первый: вы смотрите на китайский иероглиф и сразу понимаете, что не можете его прочитать — осознаете собственное незнание. Это и есть работающая метакогниция. Второй: вы видите китайский текст и думаете: «Ну, выучу за пару дней. Что тут сложного?» Это уже проблема — вы не осознаете глубину своей некомпетентности.

Нейробиология когнитивных искажений при эффекте Даннинга-Крюгера 

В попытках разобраться, почему метакогниция дает сбой, ученые заглянули прямо в мозг. С помощью ЭЭГ они записывали мозговую активность людей с разным уровнем самооценки и обнаружили интересные различия.

Оказалось, что переоценивающие и недооценивающие себя люди используют разные когнитивные процессы. Переоценивающие опираются на поверхностное чувство знакомости — «м-м, что-то знакомое, значит, я в этом 100% разбираюсь». Их мозг быстро выносит суждения, не углубляясь в детали. Недооценивающие используют глубокое воспоминание — тщательно анализируют детали, вспоминают контекст, сомневаются в правильности выводов.

Разница между переоценивающими и недооценивающими себя людьми.
Простыми словами эффект Даннинга-Крюгера — это следствие иного способа мыслить, когда «что-то знакомое = я точно это знаю».

Это объясняет уверенность новичков: их мозг видит знакомые элементы (слова, символы, паттерны) и делает вывод «я это знаю». Опытный же человек помнит, сколько ошибок он совершал, сколько нюансов неочевидны, и потому относится к задачам осторожнее.

Есть и второй важный игрок — дофаминовая система мозга. Мы получаем дофамин — гормон удовольствия — за любое новое знание. Именно он создает чувство вдохновения при изучении нового.

Проблема в том, что дофаминовая система не различает, насколько глубоко вы поняли материал. Она одинаково радуется и за «я прошел вводный курс», и за «я стал профи». В итоге человек, только начавший разбираться в теме, ощущает себя гением, потому что мозг уже его наградил.

Влияние дофаминовой системы на обучение и эффект Даннинга-Крюгера.
У бизнес-тренера Владимира Тарасова есть теория кривой обучения: в начале все дается легко, и мотивация зашкаливает от быстрых результатов. Потом сложность повышается, достижений становится меньше. Значит, пора идти за дофамином на новую «учебу»! Так и рождаются «специалисты по всему».

Эволюционные корни принципа Даннинга-Крюгера 

Может показаться, что склонность переоценивать себя — это исключительно вредная особенность. Но с точки зрения эволюции все не так однозначно. Наши предки жили в мире, где излишняя осторожность часто была опаснее излишней смелости.

Представьте первобытное племя. Один охотник сомневается, стоит ли нападать на зверя. Другой — уверен и атакует первым. Один вождь колеблется, другой — принимает решение и ведет племя вперед. Тот, кто не сомневался — побеждал (или, по крайней мере, выглядел убедительно).

Самоуверенность давала эволюционные преимущества:

  • быстрое принятие решений — сомневающиеся рисковали упустить добычу или, хуже того, стать ей;
  • лидерство в группе — уверенные особи чаще становились вожаками и получали доступ к лучшим ресурсам;
  • привлекательность для партнеров — самоуверенность сигнализировала о силе и успешности;
  • мотивация к действию — сомнения парализуют, уверенность заставляет пробовать новое.

Эти механизмы работают и сегодня. Мы до сих пор инстинктивно доверяем тем, кто говорит убедительно, даже если их знания поверхностны. На собеседованиях, в переговорах, в соцсетях — часто побеждает тот, кто выглядит увереннее.

Влияние эволюции на закон Даннинга-Крюгера.
Когнитивные искажения, вроде эффекта Даннинга-Крюгера, — наглядный пример того, как эволюция человеческого мозга не успевает за технологической.

Увы, современный мир кардинально отличается от времен охотников и собирателей. Информации для принятия решений стало в тысячи раз больше, а цена ошибки из-за самоуверенности может быть огромной. В таких условиях древние программы дают сбой, создавая когнитивные искажения, вроде эффекта Даннинга-Крюгера.

Превращаем закон Даннинга-Крюгера в инструмент роста 

Теперь, когда вы знаете, как работает эффект Даннинга-Крюгера, самое время превратить эту ловушку в инструмент развития. Вместо того чтобы бояться собственной некомпетентности или, наоборот, слепо доверять уверенности, можно научиться объективно оценивать свои способности и планомерно их развивать.

Мы собрали 5 практических техник, которые помогут «калибровать» самооценку и использовать особенности работы мозга себе на пользу.

  1. Техника «5 почему» для проверки компетентности

    Прежде чем браться за сложную задачу или давать экспертные советы, проведите мини-аудит своих знаний. Для каждого утверждения «я в этом разбираюсь» задайте себе пять вопросов «почему» или «как именно».

    Например: «Я разбираюсь в инвестициях» → Почему ты так думаешь? → «Читал про это» → Как именно работает диверсификация? → «Нужно распределять риски» → Как рассчитать оптимальное соотношение акций и облигаций? → «Э-э-э...»

    Как реализовать в SingularityApp: Создайте проект «Самопроверка компетенций» с тегом #проверка_знаний. Для каждой области, где считаете себя экспертом, заведите задачу с чек-листом из 5 вопросов. В заметках к задаче запишите честные ответы. Если застряли на втором-третьем вопросе, значит, пора учиться дальше.

    Проект самопроверки компетенций в SingularityApp.
    Техника «5 почему» помогает бороться с эффектом Даннинга-Крюгера: честные ответы на простые вопросы покажут реальный уровень экспертизы в любой области.
  2. Мониторинг точности прогнозов времени

    Одно из ярких проявлений эффекта — регулярная недооценка времени на задачи. «Да я за час эту презентацию сделаю» превращается в 5-часовой марафон. Начните отслеживать разницу между планами и реальностью.

    Как реализовать в SingularityApp: При создании задачи укажите в названии предполагаемое время на выполнение: «Презентация для клиента (2 часа)». Запустите таймер. Затем сравните реальность и ваш прогноз. Для наглядности и систематического отслеживания можно создать таблицу в отдельной заметке.

    Таблица сравнения прогнозов времени с фактом.
    Мониторинг точности временных прогнозов — простой способ заметить проявления закона Даннинга-Крюгера. Цифры покажут, где вы недооценили сложность задач.
  3. Система сбора оценок

    Наладьте регулярную обратную связь по поводу своей работы. Это поможет скорректировать самооценку и заметить слепые зоны.

    Как реализовать в SingularityApp: Заведите повторяющуюся задачу «Запросить фидбэк» с периодичностью раз в месяц. В чек-листе пропишите: у кого просить (коллеги, клиенты, руководитель), по каким критериям, в какой форме. В заметках ведите архив полученной обратной связи, чтобы увидеть паттерны.

    Повторяющаяся задача сбора обратной связи.
    Внешняя оценка поможет увидеть реальную картину своих способностей. А регулярный запрос фидбэка от коллег и клиентов станет противоядием от искажения Даннинга-Крюгера.
  4. ИИ как внешний критик

    Используйте Singularity AI, ChatGPT, Claude или другие нейросети в качестве независимого эксперта для оценки ваших идей и планов.

    Нейросети очень любят хвалить и одобрять. Поэтому обязательно добавьте в промпт: «Будь максимально объективным и критичным. Не стесняйся указывать на слабые места и потенциальные проблемы. Мне нужна честная оценка, а не поддержка».

    Как реализовать в SingularityApp: Создайте задачу «Проверить через ИИ: [название идеи]». В заметке сформулируйте запрос для нейросети: «Проанализируй плюсы и минусы идеи/плана [описание]». Полученный от ИИ ответ скопируйте ту же заметку и отметьте, какие моменты не учли.

    Планирование с ИИ в SingularityApp.
    Встроенный прямо в планировщике ИИ-чат поможет проанализировать план, не переключаясь в другие нейросети.
  5. Карта компетенций с честным аудитом

    Создайте карту своих навыков с реалистичной оценкой. Это поможет быстро понять, в каких областях вы действительно сильны, а где лучше обратиться к экспертам.

    Как реализовать в SingularityApp: Создайте проект «Карта компетенций» с подпроектами по основным направлениям (например, «Аналитика», «HR», «Передача проектов»). В каждом подпроекте — задачи-навыки с тегами #новичок, #средний, #эксперт. В описании к каждой задаче-навыку — конкретные примеры того, что умеете.


    Проект оценки компетенций в приложении SingularityApp.
    Честная карта компетенций поможет увидеть, что вы действительно знаете, а что — только думаете, что знаете.

Эти техники помогут научиться точнее оценивать собственные возможности. Главное — честность и регулярность применения.

Заключение: от иллюзий к реальной продуктивности 

Эффект Даннинга-Крюгера — не диагноз, а компас для личного развития. Он не обвиняет: «Ты — дурак, и ничего не понимаешь», а подсказывает: «Здесь стоит углубиться, а здесь начать себе доверять».

Главный вывод прост: здоровые сомнения в собственной компетентности — признак ума, а не слабости. Те, кто постоянно проверяют себя, запрашивают обратную связь и честно оценивают свои возможности, развиваются быстрее самоуверенных «экспертов».

Начать можно с малого. Отслеживайте в SingularityApp, насколько точно вы прогнозируете время. Попросите коллег честно оценить вашу работу. Заведите привычку спрашивать себя: «Я действительно это понимаю или только думаю, что понимаю?»

Осознанность — это не самокритика, а навык, который делает вас сильнее.

avral4