Спринт — это способ съесть слона по кусочкам и не подавиться
186
03 октября 2025

Спринт — это способ съесть слона по кусочкам и не подавиться

Есть два способа выполнить масштабный проект. Первый: планируем все на год вперед, работаем-работаем, через год смотрим, что получилось (спойлер: обычно не то, что хотели). Второй: делим проект на отрезки от 1 до 4 недель, в конце каждого получаем готовый «кусок» работы, который можно пощупать и оценить.

Второй вариант и есть спринт — рабочая итерация с четкими границами и конкретным результатом. Метод пришел из IT, но работает везде. В статье разбираемся, как его использовать в работе и жизни.

habbits4

Что такое спринт? 

Спринт — это фиксированный отрезок времени (от 1 до 4 недель, чаще всего 2), за который команда или человек выполняет заранее определенный объем работы. Результатом каждого спринта должно быть что-то готовое, что можно показать, протестировать или начать использовать.

Сам термин пришел из методологии Scrum, которую придумали в 1990-х для разработки программного обеспечения. Программисты устали от ситуаций, когда год пишешь код, а потом оказывается, что заказчику нужно было совсем другое. Решение нашлось простое: делать небольшими частями, показывать результат, получать обратную связь, корректировать курс.
Работа спринтами в разработке ПО: бэклог и канбан-доска
Спринты пришли из разработки ПО. Команды работают короткими циклами, выбирая задачи из бэклога и двигая их по канбан-доске к результату

Главное в спринте — это не скорость (хотя название намекает), а ритм и предсказуемость. Среди других обязательных характеристик метода:

  • фиксированная длительность — сроки определены заранее и не растягиваются до бесконечности;
  • конкретная цель — четко понимаем, что хотим получить в конце спринта;
  • измеримый результат — что-то готовое в каждом спринте, что можно оценить и использовать;
  • закрытый список задач — новые задачки по ходу спринта не подпихиваем (ну, или хотя бы очень-очень стараемся);
  • обязательная ретроспектива — в конце анализируем, что получилось и что можно улучшить.

Где еще актуальна работа спринтами 

Хотя метод родился в IT, он отлично работает в любой сфере, где нужно превратить большой расплывчатый проект в серию конкретных результатов. Например:

  • маркетинг и продажи — кампании, которые можно запустить и оценить за 2–3 недели;
  • Примеры: тестовая email-рассылка, А/В тест лендинга, пилот нового канала продвижения, серия постов в соцсетях.
  • образование и обучение — модули или темы, которые реально освоить за спринт;
  • Примеры: глава диссертации, модуль онлайн-курса, подготовка к конкретному экзамену, освоение нового навыка (слепая печать за 3 недели).
  • личная продуктивность — изменения в жизни, которые хочется внедрить и закрепить;
  • Примеры: система планирования по GTD, режим дня, новая привычка (спринт «Утренние пробежки»), цифровой детокс.
  • домашние проекты — монструозные задачи, которые обычно вяло тянутся месяцами.
  • Примеры: ремонт в комнате, организация рабочего места дома, систематизация финансов.

Во всех этих случаях методология спринта создает естественные точки остановки для оценки и корректировки. Отработали отрезок в 1–4 недели → посмотрели что получилось → решили, что делать дальше → начали новый спринт.

Как устроен спринт: этапы и цикл 

Как вы уже поняли, спринт — это не разовая акция, а повторяющийся цикл. Представьте, что вы с семьей вернулись из отпуска и привезли гору грязной одежды, которую нужно постирать. Это ваш проект. Как вы к нему подойдете? Наверняка не будете запихивать в машинку все разом, а поделите белье на кучки: белое, цветное, деликатное.

Что такое спринт: аналогия с разделением белья на несколько стирок
Спринт — это один цикл работы в большом проекте. Как куча белья делится на несколько стирок, так и проект — на короткие отрезки с конкретным результатом

Теперь стирка каждой из кучек будет спринтом в большом проекте со своими отдельными этапами (загрузка → стирка → полоскание → отжим → выгрузка). По окончанию каждого спринт-цикла у вас будет готовый результат — чистые вещи, которые можно развесить на сушилке.

Так же и со спринтами в работе. Большой проект делится на сколько-то-недельные отрезки, сумма результатов которых двигает вас к достижению мега-цели.

Организация спринтов за 5 шагов 

Теперь разберемся, что происходит внутри цикла. Классический спринт состоит из пяти этапов.

  1. Планирование (Sprint Planning)

    Что делаем: выбираем задачи из общего списка и формулируем цель спринта.
    Формат: встреча на 2–4 часа для двухнедельного спринта.
    Результат: список задач с приоритетами и четкое понимание цели.

  2. Ежедневные стендапы (Daily Scrum)

    Что делаем: синхронизируемся с командой по трем вопросам — что делали вчера, что делаем сегодня, какие проблемы есть.
    Формат: встреча на 5–15 минут каждое утро.
    Результат: все в курсе прогресса, проблемы выявляются оперативно.

  3. Работа над задачами

    Что делаем: выполняем запланированные задачи, двигаем их по канбан-доске (новое → в работе → готово).
    Формат: сфокусированная работа без добавления новых задач.
    Результат: задачи спринта выполнены. А если не выполнены, то у команды есть понимание почему.

  4. Обзор (Sprint Review)

    Что делаем: демонстрируем готовый результат заказчику или команде.
    Формат: показ работающего функционала (1–2 часа).
    Результат: обратная связь получена, есть понимание, куда двигаться дальше.

  5. Ретроспектива (Sprint Retrospective)

    Что делаем: анализируем процесс работы — что было хорошо, что можно улучшить.
    Формат: командная встреча на 1–1,5 часа без поиска виноватых.
    Результат: 1–3 конкретных улучшения для следующего спринта.

Цикл спринта: планирование, ежедневные стендапы, работа над задачами, обзор, ретроспектива
Каждый спринт проходит один и тот же цикл: планирование, работа с ежедневными стендапами, обзор готового, ретроспектива — и снова по кругу

После ретроспективы цикл замыкается, а на следующий день начинается планирование нового спринта. И так до тех пор, пока проект не будет завершен. Ну, или пока не решите его прекратить (что тоже нормально — лучше понять это через 2 недели, чем через полгода).

Каскад или спринт — что это значит? Плюсы, минусы, грабли 

Короткие циклы, быстрая обратная связь, гибкость — казалось бы, идеальная методика? Но, скажем честно, далеко не всегда. Спринты требуют дисциплины, постоянной включенности и готовности показывать «сырые» результаты каждые две недели. А еще новичков (и не только) поджидают типичные спринт-грабли:

  • перегруз — берем задач на 3 недели, пытаемся впихнуть в 2. Результат — ничего не готово, команда выгорает;
  • анархия — начальство игнорирует согласованный список задач и постоянно подкидывает что-то новое в процессе. План разваливается, фокус теряется, работа превращается в хаос;
  • фиктивные ретроспективы — «Ой, да что там обсуждать? Работаем дальше». Анализ — важная часть управления спринтом. Без него команда будет совершать одни и те же ошибки каждый цикл;
  • отсутствие цели — узнали про модную методику и начали делать двухнедельные итерации по принципу «ну, сделаем что-нибудь». А смысл?

Конечно, даже с учетом всех вышеперечисленных сложностей система спринтов остается мощным инструментом. Просто нужно трезво оценивать, как повлияют плюсы и минусы метода в каждой конкретной ситуации.

Таблица с плюсами и минусами работы спринтами
Спринты дают быструю обратную связь и видимый прогресс каждые 2 недели, но требуют постоянной вовлеченности команды и подходят не для всех типов задач

Каскад как альтернатива Agile спринтам 

Основной альтернативой спринтам является каскадная модель Waterfall («водопад»). Название отражает суть. Как вода в водопаде течет только вниз, так и проект движется строго по этапам-ступенькам: анализ → проектирование → разработка → тестирование → внедрение. Назад не возвращаемся.

В каскаде вы сначала полностью продумываете проект, составляете подробное ТЗ, утверждаете бюджет и сроки, а потом идете по плану. Изменения возможны, но болезненны и дороги. Зато есть ощущение контроля и предсказуемости (которое иногда бывает обманчивым, но это уже другая история).

Для каких проектов лучше выбрать каскадную модель:

  • требования понятны и не изменятся (строительство моста, запуск спутника);
  • жесткие регуляторные требования (медицинское ПО, банковские системы);
  • заказчик не может/не хочет участвовать в процессе;
  • результат можно оценить только целиком (написание книги, съемка фильма).

Для каких проектов лучше выбрать систему спринтов:

  • требования размыты или будут меняться (стартап, новый продукт на рынке);
  • нужна быстрая обратная связь от пользователей (мобильное приложение, веб-сервис);
  • важно снизить риски через раннее тестирование идей (маркетинговые кампании, MVP);
  • команда и заказчик готовы к активному взаимодействию.
Спринт и каскадная модель Waterfall: разница в подходах к проекту
Если спринты — это циклическая работа с постоянной корректировкой курса, то каскадная модель — последовательное движение по этапам строго вниз

На практике чаще всего используется гибридный подход. Почему? Чистые методологии хороши в учебниках, а в жизни приходится подстраиваться под реальность. Например, общее планирование команда начинает с каскада (определили этапы, бюджет, дедлайны для отчетности), а внутри каждого этапа работает спринтами. Или наоборот: в целом команда работает спринтами, но для критически важных модулей использует каскадный подход с жестким контролем.

Главное — не превращать спринты в мини-водопады, где две недели планируете, потом паникуете и в последний день пытаетесь все доделать.

Планирование спринта в SingularityApp 

Теперь вы предупреждены и вооружены: знаете, что такое спринт, разобрались с пятью этапами и даже изучили все грабли. Осталось главное — попробовать на практике. Давайте посмотрим, как организовать спринт в приложении SingularityApp на примере личного проекта — ремонта в ванной. В процессе вам будет помогать супруг(а) или друг.

Подготовка: создаем структуру 

Открываем планировщик и создаем новый проект «Ремонт ванной». Дальше выбираем структуру в зависимости от масштаба.

  1. Небольшой проект (1–2 спринта, до 20–30 задач). Если планируете быстрый косметический ремонт за 2–4 недели, достаточно одной канбан-доски в проекте. Настраиваем колонки:
    • колонка «Бэклог» — все задачи по ремонту, которые в принципе нужно сделать;
    • колонка «Спринт» — задачи на ближайшие 2 недели;
    • колонка «В работе» — то, чем занимаемся прямо сейчас;
    • колонка «Готово» — сюда будем перемещать выполненное (при желании для выполненных задач можно настроить автоматическую архивацию).
  2. Крупный проект (2+ спринта, 30+ задач). Если планируете капитальный ремонт на несколько этапов (ванная + туалет, замена сантехники, перепланировка), лучше создать структуру с подпроектами:
    • подпроект «Бэклог» — общий список всех задач проекта, разбитый на секции (например: «Ванная», «Туалет», «Сантехника»);
    • подпроект «Спринт 1» — свой канбан с колонками: Новые → В работе → Готово;
    • подпроект «Спринт 2» — аналогично, своя доска для следующего цикла;
    • подпроект «Ретроспективы» — храним выводы по каждому спринту.

Для нашего примера возьмем вариант 2 — капитальный ремонт на несколько спринтов.

Пример: Создаем подпроект «Бэклог» и закидываем туда все задачи по ремонту подряд: «Снять старую плитку», «Выбрать новую плитку», «Купить затирку», «Заменить смеситель», «Покрасить потолок», «Поменять полотенцесушитель», «Установить новую вентиляцию» и так далее. Не думаем о порядке, просто разгружаем голову. Затем добавляем остальные подпроекты и настраиваем канбан-доски в «Спринт 1» и «Спринт 2».
Структура проекта в SingularityApp: подпроекты для спринтов и бэклога
Структура проекта: общий бэклог задач, отдельные подпроекты для каждого спринта и место для хранения ретроспектив

День 0: Планирование 

Формулируем цель первого спринта и записываем в описание подпроекта «Спринт 1». Из «Бэклога» выбираем задачи, которые реально выполнить в течение двух недель, и переносим на канбан-доску подпроекта «Спринт 1». Для каждой задачи прикидываем срок выполнения, расставляем приоритеты и назначаем ответственного.

Пример: Цель спринта (четкая и измеримая): «За 2 недели снять старую плитку, выровнять стены, положить новую плитку на пол и затереть швы. В результате — готовый пол и подготовленные под покраску/плитку стены».

Из «Бэклога» переносим в канбан «Спринта 1» (колонка «Новые»): «Снять старую плитку» (3 дня), «Выровнять стены» (2 дня), «Положить новую плитку на пол» (3 дня), «Затереть швы» (1 день), «Купить материалы» (1 день). Покупке материалов и снятию плитки ставим самый высокий приоритет, так как без них дальше не продвинуться.

Далее распределяем задачи между участниками проекта:

  • вам — «Купить материалы», «Снять старую плитку», «Затереть швы»;
  • помощнику — «Выровнять стены», «Положить новую плитку на пол».
Канбан-доска спринта в приложении SingularityApp
Планирование спринта: выбрали задачи на 2 недели, расставили приоритеты и распределили между участниками проекта

Дни 1–13: Работа в спринте 

Каждое утро открываем в SingularityApp раздел «Сегодня» и приступаем к работе. Если вы заранее проставили даты начала задачам из «Спринта 1», они будут появляться в «Сегодня» автоматически. Не по душе жесткое планирование? Отметьте для себя крайние сроки на каждой задаче и добавляйте их в «Сегодня» вручную, когда планируете дела на день.

Открываем канбан-доску в подпроекте «Спринт 1», двигаем актуальную задачу из колонки «Новые» в колонку «В работе» и добавляем к ней чек-лист с контрольным списком для проверки. Для концентрации включаем таймер Помодоро прямо в приложении (30 минут работы, 5 минут отдыха). В конце дня выполненное перетаскиваем в колонку «Готово».

Пример: День 3: задача «Снять старую плитку». Создаем чек-лист внутри:

  • купить перфоратор/взять у соседа;
  • закрыть сантехнику пленкой;
  • снять плитку со стен;
  • снять плитку с пола;
  • прибрать за собой;
  • вынести мусор.

Включаем таймер Помодоро и работаем блоками. К вечеру отмечаем выполненные пункты, а саму задачу перемещаем в «Готово» или переносим на завтра, чтобы продолжить.

Работа над задачей в SingularityApp: чек-лист и таймер Помодоро
Работаем блоками по таймеру Помодоро и отмечаем выполненные пункты чек-листа. Если не успели закончить, то переносим задачу на следующий день

День 14: Обзор и ретроспектива 

Смотрим на канбан-доску подпроекта «Спринт 1» и оцениваем, что удалось выполнить. Затем открываем подпроект «Ретроспективы» и создаем в нем заметку «Ретро: Спринт 1». Честно фиксируем результаты и потраченное время (статистика таймера Помодоро в помощь).

В заметке можно структурировать информацию блоками: «Плюсы», «Минусы», «Идеи», «Берем в следующий спринт», «Статистика». Для больших проектов со множеством участников удобнее делать несколько отдельных заметок под каждый блок.

Пример: В колонке «Готово» 4 из 5 запланированных задач. Не успели только полностью затереть швы. Затирка оказалась бракованной, пришлось докупать новую, потеряли день.

В заметке пишем:

Плюсы:

  • Сняли плитку за 2 дня вместо 3 (Вы).
  • Пол с новой плиткой практически готов (Помощник).
  • Хорошо распределили задачи, не мешали друг другу (Оба).

Минусы:

  • Не проверили качество затирки при покупке, пришлось докупать (Вы).
  • Не учли время высыхания материалов между этапами (Помощник).
  • Забыли проверить график работы магазина и потеряли полдня в воскресенье (Вы).

Идеи:

  • Покупать материалы с запасом 10–15%.
  • Проверять целостность упаковки и сроки годности при покупке.
  • Закладывать +1 день на высыхание в план работ.
  • Заранее уточнять режим работы магазинов.

Берем в следующий спринт:

  • Доделать затирку швов.
  • Положить плитку на стены.
  • Покрасить потолок.
  • Установить новый полотенцесушитель.

Статистика: планировали 35 часов на двоих, фактически потратили 42 часа (вы — 20 часов, помощник — 22 часа).

После ретроспективы создаем из пунктов блока «Берем в следующий спринт» задачи и добавляем в колонку «Новые» подпроекта «Спринт 2». Невыполненное из первого спринта либо возвращаем в бэклог, либо сразу планируем на следующий спринт (как в примере).

Заметка с ретроспективой спринта в приложении SingularityApp
После спринта фиксируем в отдельной заметке плюсы и минусы работы, идеи для улучшений и задачи на следующий цикл

Ванная еще не готова полностью: мы только положили пол и выровняли стены. Но цель первого спринта достигнута! Следующий спринт можно посвятить укладке плитки на стены и покраске потолка (еще 2 недели). Третий — замене сантехники и финальным штрихам.

Не только для ремонта 

Метод подходит для разных сфер деятельности. При этом спринт может быть как одним из этапов-циклов в большом проекте, так и просто единичным коротким отрезком для решения конкретной задачи.

Метод спринтов универсален: подходит для разработки сайтов, производства контента, организации мероприятий. Главное — адаптировать колонки канбана под специфику проекта.

Работая спринтами, вы научитесь точнее оценивать время и ресурсы, лучше распределять задачи в команде. А главное — перестанете бояться больших проектов, потому что будете знать: любого слона можно съесть по кусочкам.

Заключение 

Спринт — это способ работать короткими предсказуемыми циклами вместо бесконечного марафона. Метод подходит тем, кто устал от проектов-долгостроев и хочет видеть результат каждые 2–4 недели.

Используйте спринты для задач, которые можно разбить на этапы, и будьте готовы к дисциплине. Спринт требует четкого планирования в начале, фокуса в процессе и честной ретроспективы в конце. Если вам подходит такой ритм, метод обязательно сработает. Удачи!

chaos4