Дедлайн
12 549
15 февраля 2023

Дедлайн.
Все думают, что это конец, а это начало

Что такое дедлайн? Если переводить дословно, то deadline — это роковая черта, за которой конец (с англ. deadline). Звучит жутко. Даже если это про задачу спланировать свой отпуск. Ладно, ладно, давай не будем так буквальны. Но если задуматься, то пока у задачи нет конечного срока, её можно откладывать на потом сколько угодно долго. А значит, напрашивается очевидный вывод:
Нет дедлайна — нет задачи
Что такое дедлайн
Что такое дедлайн

Термин «дедлайн» появился в 60-е годы XIX века и тогда не имел отношения к планированию: тогда «мертвой линией» обозначали крайнюю линию возле тюремного ограждения. Заключенных, которые пересекли эту линию при попытке побега, расстреливали. Позже, уже в веке ХХ, в 20-е годы термин позаимствовали печатники: им стали называть крайний срок, когда газета должна выйти в печать. Ну а после газетных издательств термин стал всё чаще использоваться и в других сферах, напоминая собой о крайних сроках.

Итак, простыми словами, дедлайн — это крайний срок, к которому должна быть сделана задача или выполнен проект целиком. Это та самая дата, когда от вас ждут готовый результат (или когда вы ждете его сами у себя). И поэтому «установить» или «назначить» дедлайн — означает, определить эту самую дату и зафиксировать ее там, где вы точно про нее не забудете. А «выполнить дедлайн» — значит сделать ту самую запланированную задачу в установленный срок.

Когда появляется дедлайн #

Есть идея. Мечта. Полететь в отпуск на Мальдивы. Или уехать зимовать на Бали. А может, выступить на отчетном концерте танца фламенко. Или напечатать собственную книгу в крупном издательстве (а сначала — написать бы). Но пока для мечты нет проекта, разбитого на четкие шаги-задачи, она так и остается мечтой.

И самое важное при превращении мечты в проект — это дедлайн. Потому что он мотивирует и помогает прокладывать путь к заветному, поскольку в работе подчиняется правилам ретроспективы — планировать нужно с конца. Сначала устанавливаем, когда проект считается готовым, а потом расставляем все остальные сроки, просто отматывая назад по шагам.

Дедлайны бывают срочными и поэтапными. Срочный обычно устанавливают для дел, которые нужно выполнить здесь и сейчас: погасить долги по квартплате до 15 числа, отправить заявку на тендер не позже 18 часов в пятницу, получить посылку до обеда вторника. Поэтапные появляются в крупных проектах, когда большая задача раскладывается на мелкие шаги.

Летим на Мальдивы в конце марта? Вот он, основной дедлайн. А дальше — планируем поэтапные: покупаем билеты не позже конца февраля, бронируем отель как можно скорее, находим того, кто посидит с котом в наше отсутствие, и готовимся собирать чемодан. Ах, да. И бюджет спланируем с запасом и заранее.

Как спланировать дедлайны в Сингулярити

Так же — и с любой другой большой задачей или проектом, будь то зимовка на Бали, концерт фламенко или собственная книга. Или что угодно ещё. Главное — задать конечную цель, она же — дедлайн.

Плюсы и минусы дедлайнов #

Ключевой плюс — он придает задаче тонус: ты всегда помнишь, что у нее есть крайний срок, поэтому ее стоит сделать вовремя. Это подстегивает двигаться к цели. А еще так проще планировать будущие сроки проектов: когда у каждого этапа есть свой дедлайн, легко понять, когда цель будет достигнута полностью.

Дедлайны не нравятся любителям делать всё идеально: потому что просто нет времени шлифовать результат до идеала на 100500 раз. Но кажется, это даже хорошо :)

Из других минусов — иногда дедлайны демотивируют. Сроки могут казаться слишком большими, и тогда мы расслабляемся и ничего не делаем, пока не запахнет жареным. А когда дело кажется слишком срочным, мы испытываем стресс из-за страха не успеть вовремя. Но эта проблема решается грамотным планированием.

Как не ошибиться с дедлайном #

Прикидывая срок готовности задачи или проекта из головы, ты всегда рискуешь, что будет, как вот в этой злободневной анимации: сначала кажется, что времени — вагон, но в итоге ты всё делаешь в последний момент. И тогда концовка твоей книги будет сырой и с опечатками, хотя начало казалось блестящим. И такое ведь не только с книгами происходит :)

Дедлайн — это искусство балансировать между «Сделать хоть как, лишь бы успеть» и «Куда торопиться — у нас еще куча времени!». Но как найти этот баланс?

  1. Помнить про ошибку планирования
    Мы всегда недооцениваем сложность новой задачи, не учитываем возможные препятствия на пути к ее выполнению и переоцениваем свои навыки.
  2. Делить большой проект на подпроекты поменьше
    И каждому из них — задавать свой дедлайн. Если очень страшно не успеть — добавляй дедлайны хоть к каждой задаче: Сингулярити так умеет!
  3. Как установить дедлайн в Сингулярити
  4. Опираться на прошлый опыт
    Если вести учет времени выполнения типичных задач, проще прикинуть, сколько займет новая подобная. Например, если ты уже писал когда-то длинные тексты, то знаешь, что за один вечер главу книги вряд ли написать. Поэтому и дедлайн должен быть не таким жестким.
  5. Добавлять подстраховку к сроку готовности — на случай непредвиденного. Или использовать редлайн — точку контроля выполнения конкретной задачи незадолго до дедлайна. С ней проще понять, что что-то идет не так, и вовремя принять меры. Например, перенести срок. Хорошо, если для большого проекта редлайнов будет несколько.
    Обычная простуда может сорвать дедлайн

  6. Не гнаться за идеальностью
    Возможно, решение задачи «на троечку» приблизит к успеху больше и скорее, чем попытка шлифовать до идеала и не уложиться из-за этого в срок. Например, можно написать несколько первых глав своей книги и начать выпускать их на каком-нибудь «Литресе», а остальные — дописывать по ходу.
  7. Оценить важность проекта или задачи
    Обязательно нужно сделать, желательно сделать и вообще можно не делать. Это поможет определиться и с дедлайном. Танцевать фламенко — ну да, хотелось бы, но зимовать на Бали — больше. Поэтому вторая задача приоритетнее, а её дедлайн — ближе.
  8. Уметь говорить «нет»
    Новым задачам и новым вводным по задаче. Потому что иначе не хватит никакого времени на то, чтобы успеть всё.
  9. Как сделать, чтобы дедлайн сработал #

    Всё просто — нужны необратимые последствия. Чтобы дедлайн по-настоящему работал, он должен быть страшен, как сама смерть. Ну, или почти. По крайней мере, нужно точно понимать, что ты получишь по шапке, если его провалишь. Как быть?

    Можно вступить в общество анонимных (или открытых) прокрастинаторов, где таким же потомщикам и завтрашникам обещать заплатить круглую сумму/ побриться налысо/ принять обет молчания/ сменить имя в случае, если не выполнишь задачу к установленному сроку. Похоже, такие жесткие ограничения для выполнения дедлайнов действительно работают — в социальных сетях можно найти много постов с такими публичными обещаниями.

    Что делать, если дедлайн всё-таки сорвался #

    Если время наступило, а задача всё ещё не сделана — это значит, что-то где-то пошло не так. Либо оценка по времени была неадекватной, либо в процессе работы всплыли непредвиденные сложности, либо в дело вступила злодейка прокрастинация.

    Отчаиваться не стоит. Стоит проанализировать этот опыт и сделать выводы, чтобы в будущем такого не повторилось. И кстати, если в процессе работы ты чувствуешь, что в дедлайн не укладываешься — меняй его и уведомляй об этом всех заинтересованных лиц заранее. Только не превращай откладывание в привычку, потому что такой подход подрывает доверие, губит веру в собственные силы и делает из тебя крайне ненадежного человека. Успехов!