Как найти золотую середину и составить грамотный режим дня школьника — разбираемся в этом материале. Пошаговая инструкция будет одинаково полезна и родителям, и их детям.
Первые учебные недели сентября и простые, и сложные одновременно. Простые, потому что субботы часто неучебные, домашних заданий задают немного, а родители — пока начеку: подстрахуют с расписанием, проверят домашку и в целом более внимательны к учебному процессу.
Сложность же каждого нового учебного года в том, что за лето полностью сбит режим сна и отдыха, поэтому втягиваться в учебный процесс непросто. Да и концентрация у большинства детей прихрамывает после беззаботных дней в обнимку с гаджетами и другими развлечениями. Отчасти поэтому родителям приходится самостоятельно формировать режим дня детей и даже сидеть над домашкой, вытирая слезы всем членам семьи.
Зачем нужен режим
или «А может оно как-то само, а?» #
Знакомьтесь, это шестиклассник Саша. Он учится во вторую смену, трижды в неделю утром у него секция по дзюдо в другом районе города, дважды в неделю вечером — английский язык на онлайн-платформе. А ещё ему нравится ходить в кружок по робототехнике при школе каждый четверг после занятий. В свободное время Саша любит гулять с друзьями, зависать с видео на смартфоне или играть в «Плойку». |
А теперь внимание, вопрос: как Саша не забывает, где в какой день он должен оказаться и сколько у него свободных минут на домашку, отдых и прогулки? Без расписания для школьника — кажется, никак.
Поэтому иногда Саша опаздывает на тренировки и школьные занятия, забывает про рефераты по разным предметам и мало спит, чтобы наверстать упущенное. А ещё — регулярно получает нагоняй от мамы, которой приходится контролировать Сашу, чтобы тот не проспал, не опоздал и сделал наконец уроки «а то опять в своем телефоне сидишь!».
Ну все же так делали когда-то в школе, и ничего? Оказывается, ещё как «чего»:
- Отсутствие расписания у школьников часто негативно сказывается на сне. А сон, как показывают исследования, играет важную роль при обучении: его недостаток снижает концентрацию внимания и увеличивает рассеянность, ухудшает кратковременную память и даже приводит к расстройствам пищевого поведения и депрессиям.
- Свободный график «расхолаживает»: важные дела постоянно отодвигаются на «потом» в угоду развлечениям и гаджетам, а после ребёнок торопится сделать задания, нервничает, допускает ошибки или попросту прибегает к списыванию ответов из ГДЗ — полученные таким способом «знания» вряд ли где-то откладываются.
- Внезапные события рушат привычный ритм: когда неделя не распланирована, сложно предугадать, в какой день можно себе позволить спонтанный поход в кино с друзьями без ущерба учёбе, а в какой — нет.
- Бесконечные переключения на гаджеты и неконтролируемое их использование снижают концентрацию и лишают состояния потока: чем больше мы отвлекаемся на смартфоны и уведомления, тем хуже результаты нашей работы и тем медленнее мы её выполняем.
Похоже, что без режима Саше — никак, и вот почему. Режим дня:
- Дисциплинирует школьника, помогает упорядочить хаос повседневной жизни и перестать суетиться;
- Улучшает концентрацию внимания и память, благотворно сказывается на здоровье и общем самочувствии;
- Расставляет приоритеты и предохраняет от переутомления;
- Добавляет временные рамки — а значит, убирает неопределённость и делает день более предсказуемым;
- Сокращает время на рутинные занятия и увеличивает продуктивность.
Как составить режим дня школьника: пошаговый план #
Роспотребнадзор рекомендует младшим школьникам пятиразовое питание, ежедневную прогулку или спорт — 3,5 часа, сон по 10 часов и 1,5 часа на домашние задания. Старшеклассникам — 2,5 часа двигательной активности, столько же — на домашние задания и сон по 8–10 часов.
Время | Действие |
---|---|
7:00 — 7:30 | Подъём, зарядка, водные процедуры, уборка постели |
7:30 — 7:50 | Завтрак |
7:50 — 8:15 | Сборы в школу |
8:15 — 8:30 | Дорога в школу |
8:30 — 11:15 | Занятия в школе |
11:15 — 11:35 | Второй завтрак в школе |
11:35 — 14:15 | Занятия в школе |
14:15 — 14:30 | Дорога из школы |
14:30 — 14:50 | Обед |
14:50 — 15:30 | Послеобеденный отдых, свободная деятельность |
15:30 — 16:00 | Прогулка или игры и спортивные занятия на воздухе |
16:00 — 16:10 | Полдник |
16:10 — 17:30 | Приготовление домашних заданий |
17:30 — 19:30 | Вечерняя прогулка |
19:30 — 19:50 | Ужин |
19:50 — 20:30 | Свободная деятельность |
20:30 — 20:45 | Подготовка к следующему дню |
20:45 — 21:00 | Водные процедуры, подготовка ко сну |
Поэтому предлагаем пошаговый план, с которым можно составить гибкий режим дня школьника с учётом секций, домашних заданий, обязанностей по дому и свободного времени. Вы можете составить его на бумаге, а можете — в онлайн-планировщике: на рынке их множество, можете попробовать разные. Наш пошаговый план мы сделаем на примере онлайн-планировщика Сингулярити.
Шаг 1. Понять ограничения и зафиксировать их #
Ограничения, или «жесткие задачи», — это любые обязательные события на неделе, которые не получится сдвинуть просто так. Среди них точно окажутся обязательные занятия в школе, регулярные тренировки или занятия в кружках и секциях. Сразу добавьте их в календарь и отметьте каждое событие своим цветом — так даже при беглом взгляде на расписание дня школьника будет легко оценить нагрузку на день.
Настройте регулярным задачам повторы — так вы избавите свой мозг от необходимости помнить об этом и освободите место для чего-то более важного.
У Саши, как мы помним, обучение во вторую смену с 13:30 до 18:15. Также у него трижды в неделю по утрам секция по дзюдо, плюс кружок робототехники при школе каждый четверг после занятий. Добавляем всё это в расписание.
Шаг 2. Добавить обязательные гибкие задачи #
Такие, которые выполнить обязательно нужно, но их график может «плавать»: обычно это время на домашние задания и дополнительные активности. Подобные задачи можно перемещать в расписании, чтобы подстроиться под обстоятельства: главное — помнить, что обычно в таких событиях участвует кто-то ещё (например, репетитор), поэтому вечно и бесконтрольно переносить такие дела не получится.
В эту же группу задач можно отнести время на подготовку ко сну, еду и гигиену. Для всех регулярных задач здесь также настройте повторы, чтобы перестать про это «помнить».
У Саши из таких — только английский в онлайн-формате. Добавляем вместе с обязательными подготовкой ко сну и гигиеной, а также завтраками, обедами и ужинами. И, конечно, не забываем про время на домашние задания.
Шаг 3. Предварительно оценить нагрузку #
Посмотрите на получившийся «скелет» режима дня. Достаточно ли в нём свободных окошек для личных дел, отдыха и времени с семьёй? Не перегружена ли неделя кружками и секциями?
Если обязательные дела занимают почти всё время, стоит задуматься о том, как снизить нагрузку: например, убрать одно из внеклассных занятий. Чтобы расписание школьника было адекватным, не забудьте оставить в нём время на отдых и форс-мажоры (опоздания, наложения расписания и прочие проявления закона Мёрфи).
У Саши с нагрузкой плотно, но вполне адекватно, плюс есть свободные промежутки времени между задачами — поэтому здесь всё оставляем, как есть.
Шаг 4 (для родителей). Состыковать расписание школьника со своим #
Если какие-то домашние задания ребёнок делает вместе с вами, добавьте это время и в его, и в свой план — тогда, когда точно сможете помочь. Так ребёнок всегда сможет рассчитывать на какое-то количество минут с вами.
Саша договорился с мамой, что по понедельникам и средам мама будет уделять ему полчаса вечернего времени на занятия по литературе: пока ему сложно пересказывать тексты и учить стихи. Добавляем.
Шаг 5. Запланировать отдых #
В идеале — предусмотреть и ограничить время с гаджетами, запланировать прогулку, чтение или семейный досуг. Например, просмотр фильма всей семьёй по пятницам. Важно не забыть про время с друзьями (особенно для средних и старших классов) и проверить, насколько адекватен этот временной промежуток — например, пара часов с друзьями рано утром в выходные звучит так же нереалистично, как сдать ЕГЭ на 100 баллов без подготовки.
Саша привык гулять с друзьями вечером пятницы сразу после школы, а в субботу вечером дома всегда большой семейный ужин с бабушками. Со смартфоном у Саши пока бесконтрольно, поэтому он договорился с мамой, что постарается пользоваться им только в свободные окошки. А ещё Саша хочет прочитать всего «Гарри Поттера», поэтому добавим ему 30 минут чтения перед сном.
Не стоит недооценивать прогулку, ведь у неё много плюсов:
- Физическое развитие и подвижность (что важно после 4–6 часов сидя за партой);
- Отдых для глаз, благодаря которому снижается риск развития близорукости;
- Снижение усталости, стресса, поднятие настроения;
- Улучшение концентрации внимания (особенно у детей с СДВГ).
Хорошо, если ежедневно у ребенка найдётся время хотя бы для часовой прогулки. Если не получается каждый день, пусть она будет в расписании хотя бы пару раз в неделю. Кстати, общее время прогулки можно разделить на части: полчаса в первой половине дня, полчаса — во второй.
Шаг 6. Подумать о чем вы забыли #
Это могут быть семейные ритуалы или нерегулярные онлайн-занятия. Если не подумать об этом сразу, есть риск, что расписание порушится при возникновении чего-то подобного в течение дня.
Например, каждую вторую пятницу вы с друзьями и их детьми ходите на квиз или созваниваетесь с родственниками из других стран по видео. А может быть каждого 15 числа месяца устраиваете ребёнку день с собой, когда вы полностью ему предоставлены. Наметьте такие задачи в календаре ребёнка хотя бы без привязки к конкретному времени — тогда ближе к делу при планировании недели точно про них не забудете.
Шаг 7. Обратить внимание на выходные #
Как оно обычно бывает: вся неделя чётко расписана, а в выходные дни — полный хаос в делах и задачах. В итоге всё важное (домашки и обязательные занятия) откладывается ребёнком на вечер воскресенья, который и так сопровождается сильной тревогой выходного дня или Sunday scaries — угнетённым состоянием перед новой учебной неделей.
Распределите дела между субботой и воскресеньем вместе с ребёнком: пусть он сам решит, что ему комфортнее делать и в какой день. Да, может случиться сопротивление в духе «должен же быть у меня выходной без всего!». Это нормально:)
Договоритесь, что делать уроки частями в субботу и воскресенье — эксперимент, который продлится 2–3 недели: если при этом ребёнок всё так же плохо будет себя ощущать перед новой неделей, вы вернёте как было. Но скорее всего ему понравится:)
У Саши в выходные семейный ужин, который уже есть в расписании, а осенью и весной раз в пару недель он может ездить с семьёй на дачу. Это тоже стоит учесть.
А теперь сравним #
В каком расписании комфортнее жить? Какое из них учитывает форс-мажоры? Где есть свободное время, но при этом оно не тратится впустую? Сделайте выводы сами 🙂
Итого #
- Режим дня школьника помогает лучше высыпаться, легче концентрироваться на делах и проще учиться. Благодаря режиму дня ребёнок привыкает к определённому ритму и распорядку, что спасает его от неопределённости и не даёт сливать время впустую.
- Грамотный режим дня учитывает интересы ребёнка и оставляет пространство для отдыха и развлечений, чтобы соблюдался баланс полезных и приятных дел.
- Составлять режим дня лучше вместе с ребёнком: благодаря этому он будет понимать, почему всё так, а не иначе, и сможет влиять на процесс.
Какие трудности возникают при планировании школьного режима, какие лайфхаки и инструменты можно использовать, чтобы упростить себе и ребенку жизнь, мы рассказали в отдельном материале о том, как помочь школьнику спланировать время. Не переключайтесь!