Как планировать время, чтобы успевать работать, учиться и жить
1 252
02 декабря 2025

Как планировать время, чтобы успевать работать, учиться и жить

Меня зовут Илария, я — автор: пишу для медиа о своём жизненном опыте, которого к 28 годам накопилось достаточно. За плечами — соло-материнство, переезд в мегаполис с билетом в один конец и карьера руководителя отдела продаж, построенная с ребёнком на руках.

С режимом многозадачности я познакомилась ещё в юности. На предпоследнем курсе колледжа мне пришлось бросить образование и привычную жизнь из-за переезда. После этого я решилась закончить среднее-специальное и нашла работу, чтобы оплачивать учёбу.

Первое полугодие прошло тяжело: в колледже — много новых профильных предметов, а на работе — рост ответственности. В какой-то момент справляться стало почти невозможно. В статье рассказываю, как я научилась расставлять приоритеты, делегировать, планировать и что из этого вышло.

deadline4

Ситуация до изменений 

Работа, пары и дорога занимали больше 12 часов в день. На домашние задания времени не оставалось, и я часто делала их во время работы, но постоянно отвлекалась на клиентов. Для переключения между разноплановыми задачами каждый раз требовалось не меньше пяти минут. К концу дня в голове был туман, а чтобы сосредоточиться, приходилось прилагать усилия.

Маленькими шагами я росла в должности, ответственности становилось больше. Телефон не выпускала из рук даже на уроках: ответила в рабочем чате, по привычке открыла соцсети и через 15 минут уже потеряла нить лекции. Это сказывалось на усвоении учебной программы. А в единственный выходной всё начиналось с фразы «я только мессенджеры проверю», и меня затягивало на пару часов.

Хотелось наслаждаться молодостью, но в будни времени оставалось только на сон, которым я 2–3 раза в неделю жертвовала ради тусовок с друзьями. Допоздна засиживалась в гостях, заглядывала к приятелю в ночной клуб и после двух часов сна ехала на пары или работу.

К чему это привело 

Жизнь в сплошном горящем дедлайне не давала отдохнуть и восстановиться. Чтобы держать себя в тонусе, я пила по несколько чашек кофе в день, и всё равно уставала уже к обеду. Появились серьёзные проблемы с концентрацией, стала невнимательна за рулём: каждый месяц, а иногда и чаще, то царапала кого-то, то колесо пробивала.

В таком режиме прошёл первый семестр, итогом которого стала хроническая усталость, троечная сессия и замечания на работе. Было обидно: на учёбу пошла осознанно, профессионально выросла до управляющей, но всё время косячила.

Сил радоваться новогодним каникулам не осталось. Зато перерыв в учёбе позволил посмотреть на ситуацию со стороны. Тогда про тайм-менеджмент я не знала, зато на опыте поняла: объём энергии и времени ограничен. И начала искать выход.

Инструменты 

Пересмотр зон ответственности и делегирование 

Руководитель на работе заметила, что я не успеваю адаптироваться к нагрузке, и сама предложила снять с меня часть задач. Ситуация ощущалась как проигрыш, но всё время косячить тоже не хотелось. Совместно мы:

  • пересмотрели зоны ответственности;
  • сократили смены администратора с 5 до 2 в неделю;
  • договорились о частичной удалёнке;
  • назначили ежемесячные планёрки.

К началу нового семестра я пересмотрела список дисциплин. За полгода стало понятно, что нравится и легко даётся. Договорилась с одноклассниками о помощи: делегировала им неинтересное, взамен помогала с другими предметами, задания по которым могла сделать за час. Так появился фокус, выполненные задания по всем предметам и освободилось около 30% времени.

Планирование и использование трекеров 

В феврале меня пригласили на выходные за город, где не было связи. На эти даты у руководителя было назначено 10 собеседований, за которые отвечала я. Но поехать хотелось так сильно, что я впервые распланировала всё заранее:

  • накануне подтвердила явку всех соискателей;
  • составила расписание, приложила контактные данные;
  • оставила вместо себя другого сотрудника;
  • постаралась учесть все возможные вопросы, дала подробные инструкции.

Очень удивилась, что ничего не сгорело, и поняла: похоже, не обязательно быть на связи 24/7. Правда, не быть на связи постоянно так и не получилось. Однако с этого момента, когда во время учёбы прилетали рабочие задачи, перед ответом я уточняла срочность, важность и адресность вопроса. Отвлекалась в 2 раза реже, чем раньше.

И, что мне особенно понравилось и получилось совершенно случайно, так это вести трекеры привычек. У меня был «Bullet Journal», где я отмечала полезные привычки.

Шаблон буллет-джорнала горизонтальный

В первом полугодии от недосыпа я чувствовала себя ужасно, так как большую часть курсовой писала в последнюю неделю перед сессией, по ночам. Я поняла: тут тоже надо что-то поменять и попробовала трекер для рабочих и учебных задач, на подготовку к которым уходит больше месяца. Для каждой такой задачи я завела привычку, которую отмечала в трекере. Получилось держать их в фокусе и работать над ними регулярно, а не в последний момент.

Создание пространства и «здоровые дедлайны» 

Частичная удалёнка сократила время на дорогу между работой и учёбой — так получилось сэкономить около 2 часов в день. Я стала задерживаться в библиотеке колледжа, чтобы сделать домашние задания. Переключаться между работой, учёбой и отдыхом стало проще:

  • библиотека ассоциировалась с домашними заданиями;
  • дом стал местом отдыха;
  • на работе решала только рабочие вопросы.
Разные локации для разных задач

Также я обнаружила: когда есть ровно 2 часа на выполнение домашки, проще сфокусироваться, погрузиться и понять предмет. «Здоровые дедлайны» подстегнули использовать время эффективно.

Результаты 

Фокусировка 

  • сокращение зон ответственности помогло сфокусироваться на развитии управленческих навыков — рабочие ошибки сократились вдвое;
  • сдельная часть зарплаты уже в первый месяц выросла на 30%. Влиять на результат было приятно и мотивировало работать дальше;
  • в будущем пригодился навык управления: спустя 3 года, уже в другой компании, я выросла до руководителя за 8 месяцев.

Частичное делегирование учебных задач и разграничение времени 

  • преподаватели отмечали, что я стала глубже разбираться в предметах — средний балл за ответы на уроках вырос с 3 до уверенной 4;
  • настолько классно изучила маркетинг, что сдала диплом на отлично;
  • знания по привлечению клиентов не раз применяла на практике.

Планирование и отслеживание 

  • через пару месяцев я уже планировала ночные тусовки или перед выходными, или в дни, когда утром можно выспаться;
  • внедрение трекеров помогло выйти из состояния постоянного дедлайна;
  • в новом семестре получилось написать ⅔ курсовой вовремя и обойтись без бессонных ночей перед сессией.

Отдых 

Благодаря планированию появились полноценные дни отдыха. Через два месяца получалось:

  • в выходной быть оффлайн от 2 до 6 часов в день;
  • ездить на природу в места без связи.

И хотя привычка постоянно проверять телефон сохранялась, иногда получалось делать информационный детокс. Время без гаджетов я проводила на природе, что усиливало эффект перезагрузки. В понедельник чувствовала себя отдохнувшей. Улучшилась концентрация, сократились вдвое ошибки по невнимательности.

Заключение 

Управлять своим временем на сто процентов не получилось: я продолжала ошибаться, не успевать, забывать важное. Но системный подход помог снизить стресс и перестроить отношение ко времени.

К концу года удалось выйти из порочного круга дедлайнов, создать баланс между профессиональными и учебными задачами. Это стало возможным благодаря чётким приоритетам, распределению объёма нагрузки, продуманному планированию, делегированию и использованию трекеров прогресса.

Опыт совмещения показал, что время и энергия — ресурсы ограниченные. Поэтому важно бережно распределять их между задачами и заботой о себе.

chaos2