Однако область применения чек-листов гораздо шире, чем может показаться на первый взгляд. В статье рассмотрим некоторые виды чек-листов, которые могут пригодиться в работе, тайм-менеджменте и повседневной жизни.
1. Чек-лист для самопроверки. Это самый простой способ избежать проблем из-за невнимательности или забывчивости. Если во время выполнения задачи вы регулярно совершаете ошибки, прикрепите к ней проверочный список.
2. Пошаговые инструкции. Если у вас есть задачи, состоящие из множества шагов, попробуйте выполнять их с помощью пошаговых инструкций (пошаговых чек-листов). Такие чек-листы избавляют от необходимости постоянно думать о том, что делать дальше: вы сможете полностью сосредоточиться на своем занятии, не боясь ни о чем забыть.
3. Контекстные списки дел. Чек-листы хорошо подходят для планирования небольших задач, объединенных одной темой (контекстом). Например, в отдельные списки можно вынести мероприятия по уборке квартиры, уход за питомцами или физические упражнения.
Такие чек-листы помогают разгрузить основной список на день, избавив его от мелких однотипных задач.
4. Поиск идей. Чек-листы помогают быстро принимать решения в ситуациях, связанных с выбором. Чем занять ребенка? Как проиллюстрировать статью? Что подарить коллеге на день рождения? Заранее соберите хорошие идеи в отдельные списки и просматривайте их, когда нужно принять решение.
5. Регулярные задачи. Повторяющиеся рутинные задачи можно планировать и с помощью чек-листов: это позволяет упростить тайм-менеджмент и уменьшить списки дел на день. Создайте в планировщике три задачи («День», «Неделя», «Месяц») и прикрепите к ним соответствующие чек-листы.
6. Диагностика. Если вы постоянно решаете однотипные проблемы (например, занимаетесь ремонтом), составьте для каждой проблемы список ее возможных причин. Такие чек-листы помогут вам последовательно и целенаправленно проверять гипотезы, а не блуждать наугад.
7. Мониторинг. Соберите в чек-лист параметры, которые вам нужно постоянно отслеживать. Например, если вы ведете группу в социальных сетях, эти параметры могут быть такими:
8. Регулярные обзоры. Это методика планирования была предложена Дэвидом Алленом, создателем системы GTD. Суть ее в том, чтобы целенаправленно искать в своей жизни задачи, которые необходимо выполнить. Для поиска удобно использовать специальные чек-листы:
9. Списки рабочих объектов. Заранее составьте чек-листы объектов, с которыми вы постоянно работаете: сайтов, магазинов, социальных сетей, товаров и т. д. Сохраните их в отдельную папку в своем планировщике.
Такие чек-листы очень полезны, когда нужно выполнить задачу, связанную сразу со всеми объектами. Например: предупредить все магазины о новогодней акции, установить на всех сайтах новый плагин, разместить анонс во всех социальных сетях и т. д. Скопируйте заготовку с чек-листом и переименуйте ее в нужную задачу.
10. Списки людей. То же самое, что и с объектами. Составьте чек-листы людей, с которыми вы постоянно взаимодействуете: клиентов, студентов, сотрудников, родственников и т. д. Если появится задача, связанная со всеми этими людьми, скопируйте и переименуйте соответствующий шаблон.
11. Чек-лист встречи. Составьте список тем, которые нужно обсудить во время собрания или созвона. Подглядывайте в этот чек-лист, чтобы ни о чем не забыть, и отмечайте темы, которые уже обсудили.
12. Чек-лист регулярных покупок. Составьте списки вещей, которые вы покупаете на регулярной основе: продуктов, лекарств, расходных материалов и т. д.
С такими списками работают в два этапа. Вначале проверяем и отмечаем то, что покупать не нужно (например, продукты, которые пока есть). Размеченный таким образом чек-лист используем как обычный список покупок.