Контекстное планирование — это один из наиболее популярных методов современного тайм-менеджмента.

В его основе лежит простая идея:

При планировании задач следует учитывать их контекст, то есть условия, которые необходимы для их выполнения

Например, чтобы получить новую дебетовую карту (задача), мы должны находиться в банке (контекст задачи), а чтобы купить робот-пылесос (задача), нам нужно отправиться в магазин бытовых приборов (контекст).

Контекстное планирование помогает нам быстро подстраиваться под обстоятельства и выполнять задачи даже в условиях неопределенности.

Давайте посмотрим, как это работает.

В чем суть контекстного планирования#

Для начала мысленно вернемся на 30−40 лет назад. В это время в тайм-менеджменте повсеместно использовалось так называемое календарное планирование. Когда человеку прилетала новая задача, он старался сразу запланировать ее на какой-то конкретный день: на сегодня, на завтра, на выходные и т.д.

В результате получались примерно такие списки:

Календарное планирование. Список дел на конкретный день

В самом календарном планировании нет ничего плохого: некоторые задачи действительно нужно выполнять в определенные дни. Например, если мы договорились с заказчиком о встрече в пятницу, значит, именно в пятницу мы и должны с ним встретиться.

Однако со временем стало ясно, что у календарного подхода есть одна серьезная проблема. Мы, конечно же, можем запланировать любую задачу на любой день. Но это вовсе не означает, что эту задачу нам будет удобно выполнять именно тогда (и что ее вообще можно выполнить).

Вот, например, что может произойти с делами из предыдущего примера:

Проблемы календарного планирования

Увы, одного желания выполнить задачу явно недостаточно. Чтобы успешно с ней справиться, нужно еще помнить об условиях и обстоятельствах, в которых мы должны находиться.

Постепенно люди пришли к идее контекстного планирования: привязывать выполнение задач не к календарным датам, а к условиям. Вот как это примерно должно выглядеть:

Пример контекстного планирования

Такой подход во многом более логичен, чем календарное планирование. Есть условия для выполнения задачи? Выполняем задачу. Нет условий? Ждем, когда они появятся.

Но это пока была лишь теория. Теперь давайте посмотрим, как все это реализовать на практике.

Техника контекстного планирования на бумаге#

Предположим, что мы решили организовать контекстное планирование в бумажном ежедневнике или в обычном блокноте.

Для начала нам нужно выделить отдельную страницу под каждый значимый контекст. Контекстами задач у нас могут быть места или какие-то особые обстоятельства. Например: дом, работа, магазины, дача, хорошая погода, вдохновение и т. д.

Разметка страниц в блокноте для контекстного планирования

Именно на эти страницы мы будем записывать соответствующие задачи. Например, если задача имеет отношение к покупкам, мы запишем ее на страницу «Магазины».

Пример контекстного планирования в блокноте

Дальше все просто. Когда мы попадаем в некий контекст (например, приходим в магазин), то открываем блокнот и просматриваем нужную страницу.

Контекстное планирование в SingularityApp#

Еще проще организовать контекстное планирование в современных таск-менеджерах. Давайте посмотрим, как этот сделать на примере Сингулярити.

В самом начале нам нужно создать теги для всех важных контекстов (здесь теги выполняют ту же функцию, что и страницы в бумажном блокноте). Контексты лучше сразу группировать по видам, чтобы было проще в них ориентироваться.

Посмотри короткое видео:
как работают теги в Сингулярити [6m 02s]

Когда мы планируем новые задачи, стараемся сразу прикрепить к ним подходящий тег. Вот так будут выглядеть наши списки:

Теперь предположим, что мы оказались в определенном контексте, например, приехали на дачу. Открываем SingularityApp и выбираем тег, соответствующий этому контексту. Мы сразу увидим список тех задач, которые удобно выполнить прямо сейчас:

В Сингулярити для одной задачи можно установить сразу несколько контекстов. Например, контекстами задачи «Подстричь газон» могут быть одновременно «Выходные», «Хорошая погода» и «На даче». Это позволяет очень гибко настраивать свои списки дел в рамках контекстного планирования.