У людей, хорошо знакомых с техникой SMART, такие формулировки обычно вызывают внутренний протест. А где же конкретность? Измеримость? Ограниченность во времени? Как на основе этого «недоразумения» можно вообще что-либо планировать?
На самом деле, надцели — это отличный вариант, если вы составляете долгосрочные планы или находитесь в условиях неопределенности. Давайте посмотрим, как они работают.
Предположим, вы решили стать популярным блогером. Если вы привыкли пользоваться техникой SMART, то сформулируете свою цель примерно так:
Да, такая формулировка отвечает всем «канонам» тайм-менеджмента. Однако у смарт-целей есть серьезный недостаток: они требуют определенности и стабильности. Вот лишь некоторые причины, из-за которых ваш план может сорваться:
- Изменение обстоятельств. Внезапная командировка, осенняя хандра или закрытие платформы для блога — мало ли что может произойти за полгода?
- Появление непредвиденных задач. Блог — это множество дел, которые сложно предусмотреть, особенно если вы только начинаете. Например, вам придется думать не только о создании материалов, но и о дизайне, иллюстрациях, поисковой оптимизации, рекламе и т. д.
- Ошибки прогнозирования. Заявленный результат плохо поддается прогнозированию: вы влияете на него не прямо, а косвенно. Можно создавать для блога самые лучшие материалы, но сколько конкретно читателей они привлекут, предсказать невозможно. Может оказаться, что на достижение результата нужно не полгода, а года 2-3.
Кроме того, из-за смарт-целей легко упустить благоприятные возможности. Смарт-цели настраивают на конкретный «маршрут», и мы перестаем смотреть по сторонам. Новые технологии? Новая информация? Это все неважно: ведь уже есть план.
Теперь представим, что вы решили использовать не смарт-цель, а надцель. Вы открываете свой планировщик и создаете в нем соответствующий проект:
Надцель не привязывает вас к конкретному «маршруту» — она просто указывает направление. В рамках надцели вы формулируете более конкретные цели (или задачи), которые помогают вам в этом направлении двигаться.
После достижения этих целей, вы еще раз анализируете ситуацию и ставите перед собой новые цели. Такая стратегия достижения надцели называется «веер возможностей»: после каждого шага у вас появляются новые варианты действий.
Надцель позволяет гибко подстраиваться под новые обстоятельства. Изменились условия или возникли непредвиденные задачи? Ничего страшного: надцель осталась прежней. Вам нужно просто скорректировать старые цели или сформулировать новые.
Появились благоприятные возможности? Отлично! Подумайте, как их использовать, и добавьте в проект новые цели и задачи.
Как видите, в формате надцели план стал более надежным и даже в какой-то степени более эффективным.
Возникает вопрос: неужели смарт-цели вообще никуда не годятся?
Вовсе нет: если вы можете достаточно уверенно спрогнозировать будущее, смарт-цели будут отличным решением. Во-первых, они помогают легко планировать повседневные задачи (просто разделите измеримые результаты на время, и план работы готов). Во-вторых, продуманные смарт-цели гарантируют получение результата точно в срок.
Но если вы действуете в условиях нестабильности и неопределенности, если не располагаете всей информацией для планирования или составляйте планы на очень уж длительный срок, лучше все-таки использовать стратегию надцелей.
Несколько советов #
-
Расставляйте приоритеты в рамках надцели. Задачи и цели, которые вы ставите в рамках надцели, неравнозначны: одни быстро двигают вас вперед, а другие выполняют скорее вспомогательную функцию. Естественно, что первые задачи и цели должны быть приоритетными.
-
Бюджетируйте время на свою надцель. Чтобы движение вперед было стабильным и непрерывным, выделите на работу конкретное ежедневное время. Например, на ведение блога можно выделить 2 часа, а на улучшение физической формы — 1 час.
В планировщике ежедневную работу с надцелью можно запланировать в виде повторяющейся задачи:
-
Создайте индикаторы целей. Хотя надцели не требуют «измеримого и конкретного» результата, вам все равно нужны показатели для оценки своего прогресса. Например, для надцели «успешный блог» таким показателем будет ежедневная посещаемость, а для надцели «успешная карьера» — ежемесячный доход.
Раз в месяц или чаще «снимайте» и анализируйте показатели индикаторов. Так вы будете знать, действительно ли вы движетесь вперед, и при необходимости сможете оперативно корректировать свои планы.