В тайм-менеджменте есть не только приемы планирования задач, но и приемы для их записи. В эту категорию входят различные метки, обозначения, сокращения, необычные формулировки — все, что помогает сделать работу со списком более удобной. В статье я собрал 20 таких приемов: вы можете использовать их «как есть» или адаптировать под себя.

Замечу, что некоторые приемы создавались еще в эпоху бумажных ежедневников. Если в современном планировщике что-то можно сделать проще, я об этом обязательно упомяну.

family2

1. Перенос задачи

Перед тем как перенести невыполненную задачу на завтра, добавьте к ней какой-нибудь значок — апостроф, решетку, восклицательный знак. Задачи, которые часто откладываются, сразу начнут бросаться в глаза.

2. Задачи с продолжением

Если задача требует дальнейших действий (например, она является частью более крупного проекта), отметьте ее звездочкой — так вы не забудете запланировать следующую задачу.

3. Префиксы контекста и кайроса

Для выполнения некоторых задач нужны конкретные условия (контекст) или благоприятные обстоятельства (кайрос). Чтобы не упустить подходящий момент, укажите эти условия и обстоятельства непосредственно перед задачей.

4. Префиксы исполнителя

Укажите перед задачей, кому вы хотите ее поручить. Если задача уже поручена, поставьте перед исполнителем плюс — знак, что выполнение задачи нужно проконтролировать.

5. Важность

Можно дополнительно подчеркнуть важность задачи с помощью одного или нескольких восклицательных знаков. И наоборот: если необходимость выполнения задачи вызывает сомнение, поставьте знаки вопроса.

6. Метки приоритета

Если вы используете буквенную систему расстановки приоритетов (например, матрицу Эйзенхауэра или метод АБВГД), можете добавлять буквы прямо в формулировку — перед задачей или после нее.

В планировщике такая маркировка позволит быстро находить задачи с нужным приоритетом. Чтобы упростить поиск, возьмите буквы в какие-нибудь особые скобки — квадратные, угловые, фигурные.

Обратите внимание: для матрицы Эйзенхауэра зачастую удобнее использовать не метки, а специальные теги.

7. Задачи в работе

В бумажном списке: приступая к задаче, поставьте перед ней точку. Точка поможет сразу найти в списке текущую задачу, а в случае отвлечения — быстро вспомнить, чем вы занимались.

В планировщике, разумеется, тоже можно ставить точки. Однако гораздо удобнее использовать специальный тег «в работе»: он позволит отфильтровать список дел и оставить в нем только выполняемые сейчас задачи (подробнее об этом приеме).

8. Сноски для задач

Предположим, вы составили список дел и вдруг вспомнили важную деталь для какой-нибудь задачи. Если места для записи не осталось, добавьте к задаче «сноску»:

В электронном планировщике: просто добавьте к задаче подзадачу с уточнением (лучше подзадачу, а не заметку — подзадача сразу бросается в глаза).

9. Альтернативы

Допустим, у вас появилась задача: купить орехи для выпечки и, желательно, миндаль. Если не будет миндаля, можно взять фундук, а если не будет фундука — кешью. Подобные квесты можно записывать так:

10. Шкала прогресса

Если задача состоит из однотипных шагов, можно добавить к ней самодельный прогресс-бар для мотивации и чувства «движения вперед».

11. Ссылка на информацию

Если для выполнения задачи нужна конкретная информация, напомните себе, где она находится. Обратите внимание: в электронном планировщике к задаче можно добавить веб-ссылки и заметки с любой информацией.

12. Бюджет времени

Время, отведенное на задачу, лучше указывать прямо в формулировке, чтобы о нем не забывать. Например:

13. Параллельные процессы

Многозадачность — зло. Однако некоторые задачи все же полезно совмещать. Например:

14. Метки регулярности

Это классический прием для бумажных ежедневников с разметкой страниц. Укажите после задачи, в какие дни ее нужно повторять. Например: ежедневно, по вторникам, 10-го числа каждого месяца. После выполнения задачи вычеркните ее и сразу запишите на следующую по плану дату.

В современных программах достаточно один раз настроить повторение задачи, и она сама будет появляться в списке в нужные дни:

15. Усилители мотивации

Чтобы повысить мотивацию или напомнить себе о важности задачи, укажите, что вы получите после ее выполнения. Это может быть полезный результат или награда, которые вы сами себе придумали.

16. Задачи с ветвлением

Для некоторых ситуаций полезно предусмотреть несколько вариантов развития событий. Оформлять такие ветвления удобно с помощью подзадач (в бумажном списке тоже).

17. Задачи-вопросы

Некоторые задачи нужно скорее проверять, чем выполнять. Чтобы визуально отделить такие задачи от остальных, их можно записывать в вопросительной форме. Мозг будет сразу понимать алгоритм действий: проверить — если надо, выполнить.

18. Личная тайнопись

Иногда у нас появляются задачи, не предназначенные для посторонних глаз: интимные или секретные. Если опасаетесь, что эти задачи может кто-то увидеть, придумайте для них свою систему обозначений. Это может быть как простая аббревиатура задачи, так маскировка под что-то повседневное и не привлекающее внимания.

19. RPG-формулировки

Чтобы разнообразить список дел и сделать его чуть более интересным, подберите для задач фантастические или фэнтезийные аналоги.

20. Индикатор прогресса

Если внедряете полезную привычку, выполняете челлендж или «едите слона по кусочкам», добавляйте к задачам прогресс в цифрах — это очень мотивирует. Можно указывать общее количество сделанных шагов, число шагов за период (например, за месяц) или соотношение сделанных и оставшихся задач. Например:

На этом все. Рекомендую также посмотреть подборку полезных тегов для списка задач.

deadline4