Принцип иерархии — это один из важнейших принципов любого планирования. Суть его в том, чтобы планы нижнего уровня всегда работали на планы верхнего уровня. Например, если мы планируем день, то должны учитывать свой план на неделю, а если планируем месяц — то планы на год.
Схематически это можно показать так:
Соблюдение принципа иерархии помогает непрерывно двигаться к целям, как большим, так и маленьким. Давайте посмотрим, как применять этот принцип в тайм-менеджменте и как его реализовать с помощью современных инструментов планирования.
Принцип иерархии в тайм-менеджменте #
Одна из самых распространенных проблем в персональном тайм-менеджменте — это так называемый «день сурка».
Возможно, ты помнишь одноименный фильм, где главный герой снова и снова переживал один и тот же день? Что-то похожее иногда происходит и в реальности. В какой-то момент начинает казаться, что все дни похожи друг на друга, а никаких перемен в жизни не предвидится.
О философских аспектах этого феномена говорить не будем (увы, тут мы не специалисты). А вот с точки зрения тайм-менеджмента, эта проблема часто возникает именно из-за нарушения принципа иерархии.
Предположим, у некого человека есть список целей, которых он хочет достичь в течение года. Кроме того, он ежедневно составляет подробный список задач на день. Вот как выглядят эти списки:
Он добросовестно выполняет все запланированные на день задачи, но его цели по-прежнему остаются далекими и недосягаемыми. Еще раз посмотрим на оба списка и подумаем: почему так происходит?
Ответ очевиден: в нашем примере список дел не отражает поставленные цели. Человек может выполнить тысячи таких ежедневных планов, но в его жизни от этого ничего не изменится.
Чтобы выйти из такого «дня сурка», нужно выстроить иерархию планов и связать свои локальные задачи с глобальными.
Попробуем доработать планы из примера выше. Для начала возьмем список целей на год и, опираясь на него, запланируем ближайший месяц. Например:
Далее этот процесс повторяется. Используя планы на месяц, мы планируем предстоящую неделю, а на основе недельного плана — предстоящий день. В целом система планов будет выглядеть примерно так:
Такой подход к планированию помогает непрерывно двигаться вперед. Выстраивая иерархию планов, мы уже не топчемся на месте, а действительно меняем свою жизнь к лучшему.
Планирование «день, неделя, месяц, год» в SingularityApp #
Реализовать принцип иерархии планов в Сингулярити можно по-разному. Самый простой вариант — создать три отдельных проекта для задач на год, на месяц и на неделю. Что же касается планов на день, то в SingularityApp для этого уже предусмотрена папка «Сегодня».
В начале каждого периода времени (дня, недели, месяца года) мы будем составлять новые списки задач для соответствующих проектов. Например, по понедельникам мы намечаем задачи для проекта «Неделя», а в первых числах каждого месяца — для проекта «Месяц».
Теперь один важный нюанс. Когда мы планируем какой-то период, то обязательно должны «подглядывать» в список задач более высокого уровня. Например, если мы составляем список дел на сегодня, то держим перед глазами свой недельный план.
Удобнее всего открыть оба списка в отдельных окнах и расположить их рядом друг с другом:
Планы нижнего уровня не обязательно должны отражать все задачи из планов верхнего уровня. Например, в списке на сегодня можно не учитывать некоторые недельные задачи (для их выполнения у нас будут и другие дни).
Однако не забываем о расстановке приоритетов: в первую очередь нужно стараться запланировать и выполнить самые важные дела.
Несколько советов #
- В планировании «по принципу иерархии» полезно использовать декомпозицию задач. Например, крупные недельные дела можно разбивать на подзадачи и «раскидывать» по разным дням.
- Если у нас есть четкая грань между разными сферами жизни (например, между работой и домом), их удобно планировать отдельно и независимо друг от друга. Вот как это может выглядеть в SingularityApp:
-
Для всех задач, независимо от их уровня, желательно использовать результато-ориентированные формулировки. Другими словами, задачи должны подразумевать получение конкретного и проверяемого результата. Например:
- Не «писать книгу», а «написать 5 тысяч слов».
- Не «посмотреть участки под ИЖС», а «посмотреть 4 участка под ИЖС».
- Не «заняться бегом», а «ежедневно пробегать по 3 километра».
Этот метод помогает понять, действительно ли задачи были выполнены в полном объеме.