Вижу цель — иду к ней. Как сформулировать цель проекта

Что такое проект, мы разбирали в этой статье. Если вкратце, то это глобальная задача с четко установленными рамками и определенной целью.

От обычной задачи проект отличается своим масштабом — он состоит из более мелких задач и подзадач, которые нужно последовательно выполнить, чтобы достичь цели. Чтобы разделить проект на задачи, используются разные приемы — например, декомпозиция.

Один из самых важных моментов в планировании проекта — это постановка цели, то есть, определение результата, который мы хотим получить после выполнения всех задач. В качестве цели может выступать продукт, решение какой-либо проблемы или приобретение нового качества. И именно желаемый результат определяет весь процесс работы над проектом. В статье разберем, зачем нужна цель проекта, и как правильно написать цели и задачи проекта.

Что такое цели и задачи проекта#

Цель — это наша конечная точка, а задачи — те ступеньки, которые помогут до нее дойти. Иногда люди путают цели и задачи. Например, у нас есть проект по разработке сайта частного детского сада. Какова цель этого проекта? Самым очевидным ответом будет — получить красивый и удобный сайт. Но здесь нужно посмотреть глубже — а зачем садику вообще нужен сайт? Вариантов может быть несколько, примеры:

  • привлечь новых клиентов — молодых родителей;
  • создать онлайн-пространство для тех, кто уже отдал малыша в садик;
  • привлечь инвесторов, которые смогут открыть такой садик по франшизе.

От того, какую цель выберем, будет зависеть, какие задачи появятся у команды разработки — очевидно, что площадка для мамочек и промо-сайт для инвесторов будут различаться и по дизайну, и по функциональности.

У нас есть большая статья о том, чем цель отличается от задачи, но если говорить вкратце, то:

  • Цель всегда крупнее задач проекта. Чаще всего, задача — это то, что можно сделать за несколько часов или даже минут. Цель обычно занимает более длительный промежуток — месяц, несколько месяцев, год и т.д.
  • Задачи могут служить целям или существовать отдельно. Практически у всех в жизни есть рутинные задачи, которые не привязаны к каким-то проектам — например, написание отчета, передача документов коллеге, проверка почты. Это нормально — главное, следить, чтобы рутина не мешала достижению основных целей.
  • Задача для одного может быть целью для другого. Например, для проджект-менеджера разработка дизайна сайта — это одна из задач. А для дизайнера это цель, которая состоит из нескольких этапов.

Как сформулировать цель проекта#

Единого правильного метода постановки целей нет — каждый сам выбирает, как сделать это проще и удобнее. Ниже мы рассмотрим самые распространенные методы. 

Постановка SMART-цели проекта

«Умная» цель проекта должна быть:

  • S (Specific) — конкретной. Цель «разработать сайт для детского сада» плоха — не конкретна и не отвечает на вопрос, зачем нам вообще разрабатывать сайт. А в формулировке «создать сайт для привлечения клиентов — молодых родителей» все становится ясно.
  • M (Measurable) — измеримой. Нужно сразу зафиксировать, какие измеримые результаты покажут, что цель достигнута. Например, это могут быть определенные показатели пользовательского тестирования.
  • A (Attainable) — достижимой. Перед началом проекта нужно убедиться, что вам хватит ресурсов для его реализации. Например, при разработке сайта у вас должно быть достаточно специалистов, которые смогут выполнить все задачи, или денег, чтобы их нанять.
  • R (Relevant) — значимой. Допустим, вы сделали отличный сайт для привлечения молодых родителей в садик. Но есть ли у самого сада возможность принять больше детей? Сможет ли он обеспечить тот высокий уровень, о котором говорится на сайте?
  • T (Time Bound) — ограниченной во времени. Не поставив сроки, вы рискуете затянуть проект и увлечься перфекционизмом. Дедлайн дисциплинирует и помогает избежать лишних действий.

Метод SMART подходит для простых краткосрочных целей, которые легко просчитать. СМАРТ можно использовать в любых рабочих проектах, где важны дедлайны, прогноз затраты ресурсов и результаты в цифрах.

Постановка цели по методу Grow

Иногда конкретизировать цель довольно сложно — чаще так бывает при планировании личных проектов. Например, вы хотите сделать свою жизнь интереснее, но не знаете, с чего начать. Метод GROW позволяет сделать абстрактную цель более понятной и наметить шаги для ее достижения:

  • G (Goal) — постановка цели. Здесь мы определяем, чего конкретно хотим, что нам даст достижение цели, как мы измерим результат проекта, как сможем его оценить, что при этом изменится в нашей жизни. Возвращаясь к примеру: допустим, для вас более интересная жизнь — это частые путешествия. Вы сможете назвать цель достигнутой, если будете путешествовать по неделе не реже раза в пару месяцев.
  • R (Reality) — оценка действительности. Здесь мы оцениваем, что есть у нас уже сейчас: как далеки мы от цели, что нужно для реализации проекта, что нам мешает и как это изменить. Например, вы трудитесь в офисе и не можете отлучаться часто. А начальство против удаленной работы.
  • O (oppurtunities) — возможности. Здесь мы думаем, как можем приблизиться к цели. Приветствуются любые идеи — наиболее жизнеспособные отфильтруем потом. Что касается примера — возможно, есть вариант договориться с начальством на гибридный график — так вы сможете работать и из путешествий.
  • W (will) — намерение. Когда путь к цели намечен, можно приступать к действиям. На этом этапе мы определяем, что будем делать, какое действие будет первым, когда мы его совершим, что нужно учесть перед началом. Например, решив договориться о гибриде, вы назначаете встречу руководителю в следующий понедельник. Перед этим вы собираете все аргументы и прорабатываете возможные возражения.

С помощью метода GROW вы превратите абстрактное желание в конкретное намерение с определенными шагами и сроками. Метод подойдет, если у вас есть маячащие где-то вдалеке цели, до которых вы никак не можете дойти, но очень хочется взять себя в руки и наконец-то их достичь.

Декомпозиция целей проекта по древовидной структуре

Метод дерева целей поможет структурировать цель, если вы не можете поставить конкретные задачи, у вас не хватает времени, или недостает мотивации. Дерево целей позволяет сдвинуться с мертвой точки и видеть свой прогресс. Строится оно за несколько шагов:

  1. Определение цели проекта. Чтобы было проще, можно поставить ее по методу SMART. Например: «Научиться эстрадному вокалу за полгода, чтобы исполнить песню на дне рождения подруги».

  2. Определение ключевых шагов проекта для достижения цели. Отвечаем на вопрос — как мы добьемся результата? Так от нашего ствола-цели потянутся ветки-подзадачи. В случае с вокалом «дерево» будет выглядеть так:

    Подцели, каждую из которых мы можем раздробить на задачи
    У нас получилось три подцели, каждую из которых мы можем раздробить на задачи
  3. Выделение задач проекта. У каждой второстепенной цели будет несколько задач для ее достижения, а у задач могут быть подзадачи. Важно расписать это максимально подробно.

    Выбор оффлайн-школы через друзей
    Здесь мы начали подробно рассматривать выбор оффлайн-школы через друзей
  4. Постановка сроков проекта. Желательно расставить сроки по всем задачам каждой цели — или хотя бы по большинству. Так мы будем иметь представление о планируемых трудозатратах, а заодно оценим, реалистичен ли наш проект вообще.

  5. Корректировка целей и задач при необходимости. Пусть «дерево» нашего проекта будет живым, как реальное. Идеальное соблюдение дедлайнов бывает только в идеальном мире, поэтому не нужно бояться смещения сроков и появления новых задач.

Дерево целей поможет разобраться с объемными проектами, к которым не знаешь, с какой стороны подойти. Можно объединять этот метод со SMART или GROW для более наглядного представления целей проекта.

Основные ошибки при постановке целей проекта#

  1. Непонятно, для чего нужно достижение конкретного результата (например: «Создать приложение для магазина одежды»).
  2. Цель сформулирована расплывчато и без дедлайнов (например: «Хорошо выучить английский»).
  3. В формулировке заключено сразу несколько целей (например: «Разработать сайт и вывести его в топ-10 в поисковиках»).
  4. Цель слишком масштабна (например: «Создать лучший в России сервис для бронирования билетов»).
  5. Цель и задачи не зафиксированы письменно — нужно делать это сразу, прописывая дедлайны.

Мы разобрались, зачем нужна цель проекта, но новичку будет сложно сходу вникнуть в целеполагание. Поэтому мы рекомендуем использовать таск-менеджеры — с их помощью вы сможете не только зафиксировать цели и задачи, но и проанализировать их. В таск-менеджере удобно оценить масштаб цели, прикинуть время ее достижения или разбить цели на подцели.

В Singularity можно создавать бесконечную вложенность задач, прикреплять чек-листы и описания, ставить дедлайны и уведомления, сортировать задачи по приоритету и времени

Если постановка цели занимает много времени — это нормально. Лучше потратить время, чтобы правильно определить цели проекта, чем в середине проекта обнаружить, что вы двигались по неверному пути.

7_Promo