Вижу цель — иду к ней. Как сформулировать цель проекта

Что такое проект, мы разбирали в этой статье. Если вкратце, то это глобальная задача с четко установленными рамками и определенной целью.

От обычной задачи проект отличается своим масштабом — он состоит из более мелких задач и подзадач, которые нужно последовательно выполнить, чтобы достичь цели. Чтобы разделить проект на задачи, используются разные приемы — например, декомпозиция.

Один из самых важных моментов в планировании проекта — это постановка цели, то есть, определение результата, который мы хотим получить после выполнения всех задач. В качестве цели может выступать продукт, решение какой-либо проблемы или приобретение нового качества. И именно желаемый результат определяет весь процесс работы над проектом. В статье разберем, зачем нужна цель проекта, и как ее правильно поставить.

Что такое цели и задачи проекта

Цель — это наша конечная точка, а задачи — те ступеньки, которые помогут до нее дойти. Иногда люди путают цели и задачи. Например, у нас есть проект по разработке сайта частного детского сада. Какова цель этого проекта? Самым очевидным ответом будет — получить красивый и удобный сайт. Но здесь нужно посмотреть глубже — а зачем садику вообще нужен сайт? Вариантов может быть несколько, например:

  • привлечь новых клиентов — молодых родителей;
  • создать онлайн-пространство для тех, кто уже отдал малыша в садик;
  • привлечь инвесторов, которые смогут открыть такой садик по франшизе.

От того, какую цель выберем, будет зависеть, какие задачи появятся у команды разработки — очевидно, что площадка для мамочек и промо-сайт для инвесторов будут различаться и по дизайну, и по функциональности.

У нас есть большая статья о том, чем цель отличается от задачи, но если говорить вкратце, то:

  • Цель всегда крупнее задач проекта. Чаще всего, задача — это то, что можно сделать за несколько часов или даже минут. Цель обычно занимает более длительный промежуток — месяц, несколько месяцев, год и т.д.
  • Задачи могут служить целям или существовать отдельно. Практически у всех в жизни есть рутинные задачи, которые не привязаны к каким-то проектам — например, написание отчета, передача документов коллеге, проверка почты. Это нормально — главное, следить, чтобы рутина не мешала достижению основных целей.
  • Задача для одного может быть целью для другого. Например, для проджект-менеджера разработка дизайна сайта — это одна из задач. А для дизайнера это цель, которая состоит из нескольких этапов.

Как сформулировать цель проекта

Единого правильного метода постановки целей нет — каждый сам выбирает, как сделать это проще и удобнее. Ниже мы рассмотрим самые распространенные методы. 

Постановка SMART-цели проекта

«Умная» цель проекта должна быть:

  • S (Specific) — конкретной. Цель «разработать сайт для детского сада» плоха — не конкретна и не отвечает на вопрос, зачем нам вообще разрабатывать сайт. А в формулировке «создать сайт для привлечения клиентов — молодых родителей» все становится ясно.
  • M (Measurable) — измеримой. Нужно сразу зафиксировать, какие измеримые результаты покажут, что цель достигнута. Например, это могут быть определенные показатели пользовательского тестирования.
  • A (Attainable) — достижимой. Перед началом проекта нужно убедиться, что вам хватит ресурсов для его реализации. Например, при разработке сайта у вас должно быть достаточно специалистов, которые смогут выполнить все задачи, или денег, чтобы их нанять.
  • R (Relevant) — значимой. Допустим, вы сделали отличный сайт для привлечения молодых родителей в садик. Но есть ли у самого сада возможность принять больше детей? Сможет ли он обеспечить тот высокий уровень, о котором говорится на сайте?
  • T (Time Bound) — ограниченной во времени. Не поставив сроки, вы рискуете затянуть проект и увлечься перфекционизмом. Дедлайн дисциплинирует и помогает избежать лишних действий.

Метод SMART подходит для простых краткосрочных целей, которые легко просчитать. СМАРТ можно использовать в любых рабочих проектах, где важны дедлайны, прогноз затраты ресурсов и результаты в цифрах.

Постановка цели по методу Grow

Иногда конкретизировать цель довольно сложно — чаще так бывает при планировании личных проектов. Например, вы хотите сделать свою жизнь интереснее, но не знаете, с чего начать. Метод GROW позволяет сделать абстрактную цель более понятной и наметить шаги для ее достижения:

  • G (Goal) — постановка цели. Здесь мы определяем, чего конкретно хотим, что нам даст достижение цели, как мы измерим результат проекта, как сможем его оценить, что при этом изменится в нашей жизни. Возвращаясь к примеру: допустим, для вас более интересная жизнь — это частые путешествия. Вы сможете назвать цель достигнутой, если будете путешествовать по неделе не реже раза в пару месяцев.
  • R (Reality) — оценка действительности. Здесь мы оцениваем, что есть у нас уже сейчас: как далеки мы от цели, что нужно для реализации проекта, что нам мешает и как это изменить. Например, вы трудитесь в офисе и не можете отлучаться часто. А начальство против удаленной работы.
  • O (oppurtunities) — возможности. Здесь мы думаем, как можем приблизиться к цели. Приветствуются любые идеи — наиболее жизнеспособные отфильтруем потом. Что касается примера — возможно, есть вариант договориться с начальством на гибридный график — так вы сможете работать и из путешествий.
  • W (will) — намерение. Когда путь к цели намечен, можно приступать к действиям. На этом этапе мы определяем, что будем делать, какое действие будет первым, когда мы его совершим, что нужно учесть перед началом. Например, решив договориться о гибриде, вы назначаете встречу руководителю в следующий понедельник. Перед этим вы собираете все аргументы и прорабатываете возможные возражения.

С помощью метода GROW вы превратите абстрактное желание в конкретное намерение с определенными шагами и сроками. Метод подойдет, если у вас есть маячащие где-то вдалеке цели, до которых вы никак не можете дойти, но очень хочется взять себя в руки и наконец-то их достичь.

Декомпозиция целей проекта по древовидной структуре

Метод дерева целей поможет структурировать цель, если вы не можете поставить конкретные задачи, у вас не хватает времени, или недостает мотивации. Дерево целей позволяет сдвинуться с мертвой точки и видеть свой прогресс. Строится оно за несколько шагов:

  1. Определение цели проекта. Чтобы было проще, можно поставить ее по методу SMART. Например: «Научиться эстрадному вокалу за полгода, чтобы исполнить песню на дне рождения подруги».

  2. Определение ключевых шагов проекта для достижения цели. Отвечаем на вопрос — как мы добьемся результата? Так от нашего ствола-цели потянутся ветки-подзадачи. В случае с вокалом «дерево» будет выглядеть так:

    Подцели, каждую из которых мы можем раздробить на задачи
    У нас получилось три подцели, каждую из которых мы можем раздробить на задачи
  3. Выделение задач проекта. У каждой второстепенной цели будет несколько задач для ее достижения, а у задач могут быть подзадачи. Важно расписать это максимально подробно.

    Выбор оффлайн-школы через друзей
    Здесь мы начали подробно рассматривать выбор оффлайн-школы через друзей
  4. Постановка сроков проекта. Желательно расставить сроки по всем задачам каждой цели — или хотя бы по большинству. Так мы будем иметь представление о планируемых трудозатратах, а заодно оценим, реалистичен ли наш проект вообще.

  5. Корректировка целей и задач при необходимости. Пусть «дерево» нашего проекта будет живым, как реальное. Идеальное соблюдение дедлайнов бывает только в идеальном мире, поэтому не нужно бояться смещения сроков и появления новых задач.

Дерево целей поможет разобраться с объемными проектами, к которым не знаешь, с какой стороны подойти. Можно объединять этот метод со SMART или GROW для более наглядного представления целей проекта.

Основные ошибки при постановке целей проекта

  1. Непонятно, для чего нужно достижение конкретного результата (например: «Создать приложение для магазина одежды»).
  2. Цель сформулирована расплывчато и без дедлайнов (например: «Хорошо выучить английский»).
  3. В формулировке заключено сразу несколько целей (например: «Разработать сайт и вывести его в топ-10 в поисковиках»).
  4. Цель слишком масштабна (например: «Создать лучший в России сервис для бронирования билетов»).
  5. Цель и задачи не зафиксированы письменно — нужно делать это сразу, прописывая дедлайны.

Мы разобрались, зачем нужна цель проекта, но новичку будет сложно сходу вникнуть в целеполагание. Поэтому мы рекомендуем использовать таск-менеджеры — с их помощью вы сможете не только зафиксировать цели и задачи, но и проанализировать их. В таск-менеджере удобно оценить масштаб цели, прикинуть время ее достижения или разбить цели на подцели.

В Singularity можно создавать бесконечную вложенность задач, прикреплять чек-листы и описания, ставить дедлайны и уведомления, сортировать задачи по приоритету и времени

Если постановка цели занимает много времени — это нормально. Лучше потратить время, чтобы правильно определить цели проекта, чем в середине проекта обнаружить, что вы двигались по неверному пути.