SWOT-анализ личности: зачем он нужен и как его проводить
33 003
28 февраля 2024

SWOT-анализ личности: зачем он нужен и как его проводить

Существует много методов самоанализа: психологические тесты, личные дневники, работа с коучем. Однако самый простой способ разобраться в себе — использовать технику SWOT-анализа. Она не требует много времени: всего 10-15 минут, и вы получите максимально объективную оценку себя и своих возможностей.

В статье расскажем, как проводить SWOT-анализ личности (себя или другого человека), разберем несколько готовых примеров и покажем, как работать с результатами.

manage2

Что такое SWOT-анализ личности и для чего он нужен #

Пару слов о том, что представляет собой эта техника. Начнем с определения: 

SWOT-анализ личности человека — это выявление его сильных и слабых сторон, возможностей и угроз.

Другими словами, это поиск всех факторов, которые помогают или мешают человеку добиваться успеха в жизни. Само слово SWOT — это аббревиатура, которая расшифровывается так:

  • Strengths — сильные стороны. Качества человека, которые помогают ему в достижении целей. Например, сильной стороной могут быть полезные профессиональные навыки и высокая продуктивность.
  • Weaknesses — слабые стороны. Качества, которые мешают достижению целей. Слабой стороной может быть, например, низкая коммуникабельность или склонность к перфекционизму.
  • Opportunities — возможности. Внешние обстоятельства, которые могут быть полезны. Например, если спрос на вашу профессию растет, то это ваша возможность достичь успеха.
  • Threats — угрозы. Внешние обстоятельства, которые могут помешать. К угрозам, например, относится снижение спроса на ваши услуги или высокая конкуренция.

Ниже пример уже готового SWOT-анализа человека. Это ни в коем случае не образец: анализ всегда выполняется индивидуально.

Сильные стороны: Слабые стороны:
Настойчивость и самодисциплина Частые писательские блоки
Хороший стиль, чувство языка Самокритика и перфекционизм
Много идей для творчества Нет навыков самопродвижения
Готовность и возможность учиться Наличие основной работы
Возможности: Угрозы:
Литературные конкурсы Огромная конкуренция, сложно выделиться
Литературные агенты и продюсеры Издательства неохотно берут новых авторов
Платформы для самиздата (ЛитРес, Ridero) Снижение интереса к жанру
Мастер-классы известных писателей Пиратство и плагиат
Поддержка лояльных читателей
SWOT-анализ личности человека. Пример для писателя

Главное предназначение этой техники — борьба со «слепыми пятнами» в мышлении. Дело в том, что люди часто не замечают важных нюансов, влияющих на результат. Например, при планировании целей они редко делают поправку на свою компетентность и самодисциплину, хотя эти факторы могут оказаться решающими.

SWOT-анализ личности позволяет посмотреть на себя со стороны и объективно оценить свою способность к достижению успеха. Он помогает составлять более надежные планы, системно подходить к саморазвитию и принимать взвешенные решения в сложных ситуациях.

Чтобы результыты анализа принесли пользу, нужна стратегия. О том, как работать над личной стратегией не рассказывают в школе или ВУЗе. Лучшее время, чтобы научиться — сейчас! Мы создали курс «Сингулярный тайм-менеджмент» непохожим на другие курсы по планированию. Чтобы каждый могу научиться планировать — стратегически. Избавиться от хаоса и цейтнотов. И достигать своих целей. Пять недель практики, которые иззменят всё.

Как провести личностный SWOT-анализ #

Приведенный ниже алгоритм предназначен в первую очередь для самоанализа, но его легко адаптировать и для других задач. Например, с его помощью вы можете анализировать своих сотрудников или клиентов.

Алгоритм состоит из четырех этапов:

Этап 1. Формулировка цели #

Прежде чем выполнять SWOT-анализ себя или другого человека, обязательно сформулируйте цель. Подумайте: для чего вы проводите анализ?

Цели могут быть любыми. Вот некоторые популярные варианты:

Цель в SWOT-анализе работает как фильтр: она помогает понять, на что обращать внимание, а на что не стоит. Например, для цели «улучшить отношения в семье» очень важны навыки коммуникации и эмоциональный интеллект. А вот профессиональные навыки на эту цель не влияют, поэтому их можно вообще не рассматривать.

Этап 2. Сильные и слабые стороны #

На прошлом этапе вы сформулировали цель. Теперь нужно понять, какие внутренние факторы влияют на ее достижение. Для этого ответьте на следующие вопросы:

Сильные стороны: Группы Слабые стороны:
Какие ваши личные качества и привычки полезны для достижения цели? Личные качества Каких личных качеств вам не хватает?
Какие ваши личные качества и привычки могут помешать?
Какие знания и навыки у вас уже есть? Знания и навыки Каких знаний и навыков вам не хватает?
Что получается у вас лучше всего? Что получается у вас хуже всего?
Что вам больше всего нравится делать? Что вам меньше всего нравится делать?
Какими ресурсами вы располагаете? Ресурсы Каких ресурсов у вас нет?
Примеры вопросов для SWOT-анализа личности (сильные и слабые стороны)

Для удобства вопросы в таблице поделены на три группы:

  • Личные качества. Все, что характеризует человека как личность: черты характера, привычки, самодисциплина и т.д.
  • Знания и навыки. Все, что нужно знать и уметь для достижения цели. Например, чтобы стать дизайнером, нужно знать принципы дизайна, владеть графическими редакторами и иметь хорошую насмотренность. Здесь же полезно рассмотреть свой опыт и мотивацию.
  • Ресурсы. К ресурсам относятся время, деньги, инструменты и любые материальные активы. Например, для видеоблогера такими ресурсами будут видеокамера, микрофон и помещение для съемок.

Ответы на вопросы нужно записать. Если у вас нет ответа на какой-то вопрос, пропустите его. Результаты должны выглядеть примерно так:

Сильные стороны: Слабые стороны:
1. Хорошее знание темы 1. Недостаток организованности
2. Умение придумывать оригинальный контент 2. Склонность к перфекционизму
3. Качественное оборудование для съемок 3. Нет нормального помещения для съемок
4. Навыки съемки и монтажа 4. Нет опыта продвижения блога
5. Умение монетизировать контент 5. Неумение пользоваться аналитикой
Примеры сильных и слабых сторон

Полезный прием: прежде, чем отвечать на вопросы, попробуйте понять, что вообще нужно для достижения цели. Предположим, вы изучили цель и выяснили, что для ее достижения обязательно нужны настойчивость и коммуникабельность. Дальше все просто: наличие этих качеств у человека — это его сильная сторона, а их отсутствие — слабая.

Этап 3. Возможности и угрозы #

На этом этапе нужно определить внешние факторы, влияющие на достижение цели. Ответьте на следующие вопросы:

Возможности: Группы Угрозы:
Какие внешние условия нужны для достижения цели? Какие условия есть? Условия Каких внешних условий не хватает?
Какими обстоятельствами и событиями вы могли бы воспользоваться? События и обстоятельства Какие обстоятельства и события могут вам помешать?
Как благоприятные изменения наблюдаются в вашей области? Тренды Как неблагоприятные изменения наблюдаются в вашей области?
Есть ли у вас союзники и единомышленники? Социальные факторы Есть ли у вас враги или конкуренты?
Вопросы для SWOT-анализа личности (возможности и угрозы)

Внешние обстоятельства в таблице делятся на четыре группы:

  • Условия. Внешние условия, необходимые для достижения цели. Например, для занятий спортом нужен спортзал, а для создания блога — интерес читателей к выбранной теме.
  • События и обстоятельства. Все, что могло бы вам помочь или помешать. Например: проведение отраслевой конференции, выход нового закона или назначение в ваш отдел нового руководителя.
  • Тренды. Изменения и закономерности, которые можно наблюдать в вашей сфере. Например, для художника развитие маркетплейсов — это дополнительная возможность реализовать картины. А вот появление нейросетей для генерации изображений является для него угрозой.
  • Социальные факторы. Влияние общества и отдельных людей на поставленную цель. У вас много единомышленников, с которыми можно посоветоваться? Это возможность. Сильная конкуренция? Это угроза.

После ответа на вопросы должен получиться примерно такой результат:

Возможности: Угрозы:
1. Коллаборация с близкими по теме каналами 1. Сильная конкуренция в тематической нише
2. Развитие блога на других платформах (Дзен, TikTok) 2. Быстрое изменение интересов аудитории
3. Курсы для видеоблогеров 3. Проблемы с авторскими правами
4. Диверсификация доходов (например, стриминговые платформы) 4. Ограниченность темы (могут закончится идеи)
Примеры возможностей и угроз в SWOT-анализе человека

Обратите внимание: возможности — это «не про вас», а про внешнюю среду, в которой вы действуете. Иногда люди записывают в квадрат «Возможности» примерно следующее: у меня обширные связи в бизнес-среде, у меня раскрученный сайт для продвижения услуг и т. д. Однако все это не возможности, а сильные стороны.

Этап 4. Составление матрицы #

Результаты, полученные на предыдущих этапах, нужно занести в специальную таблицу — матрицу SWOT-анализа личности. Такая таблица помогает увидеть всю картину целиком и сопоставить друг с другом различные факторы.

Пример составления матрицы в Excel
Пример составления матрицы в Excel

Результаты анализа часто приходится копировать и переносить в различные приложения (например, в планировщики). Чтобы упростить эту задачу, создавать матрицу лучше не на бумаге, а в электронном виде.

Примеры анализа #

Результаты анализа во многом зависят от поставленной цели. Чтобы понять, как это работает, рассмотрим несколько готовых примеров SWOT-анализа личности. 

Для специалиста #

Чаще всего анализ проводят для планирования карьеры. Этот вариант актуален для любой профессии: менеджера, учителя, врача и т.д. Цель такого анализа — достижение профессионального успеха.

Пример SWOT-анализа себя как специалиста (менеджера по продажам)
Пример SWOT-анализа себя как специалиста (менеджера по продажам)

Для руководителя #

Отдельно полезно выполнить анализ себя как руководителя. Цель — улучшить взаимодействие с подчиненными и повысить качество управления.

SWOT-анализ личности руководителя
SWOT-анализ личности руководителя

Для студента #

Этот вариант подходит для школьников, студентов и аспирантов. Цель — повышение успеваемости.

Личностный SWOT-анализ: пример для студента
Личностный SWOT-анализ: пример для студента

В психологии #

Анализ личности хорошо подходит для исследования различных психологических проблем: неуверенности в себе, перфекционизма, импульсивности и т.д. Психологи могут использовать этот вариант для работы с клиентами.

Пример использования техники SWOT-анализа в психологии. Работа с проблемой «недостаток самодисциплины»
Пример использования техники SWOT-анализа в психологии. Работа с проблемой «недостаток самодисциплины»

Для проведения такого анализа сформулируйте цель (например, повысить самодисциплину) и разберитесь, что помогает и что мешает ее достижению. По результатам анализа можно составить индивидуальную программу работы с проблемой.

Как работать с результатами #

SWOT-анализ собственной личности — это отличный инструмент саморазвития и планирования. Напоследок расскажем о том, как работать с результатами анализа в современных планировщиках, например, в SingularityApp.

  1. Создайте в планировщике отдельный проект «SWOT». Добавьте в него четыре подпроекта для каждого квадрата матрицы.

  2. Скопируйте результаты из матрицы и перенесите их в соответствующие подпроекты (в виде обычных задач).

  3. Все пункты SWOT-анализа нужно постепенно преобразовать в конкретные задачи для выполнения. Подумайте:

    • Как исправить или компенсировать свои слабые стороны?
    • Как лучше использовать сильные стороны и возможности?
    • Как избежать угроз?

    Вот как это может выглядеть:

Новые задачи распределите по любым подходящим проектам: «Книги», «Курсы», «Саморазвитие». Полностью проработанные пункты SWOT-анализа (по которым все запланировано) отмечайте как выполненные.

Работа с результатами SWOT-анализа часто занимает много времени. Лучше выполнять ее за несколько подходов или выделить на нее отдельный свободный день.

avral2