В статье расскажем, как проводить SWOT-анализ личности (себя или другого человека), разберем несколько готовых примеров и покажем, как работать с результатами.
Что такое SWOT-анализ личности и для чего он нужен #
Пару слов о том, что представляет собой эта техника. Начнем с определения:
SWOT-анализ личности человека — это выявление его сильных и слабых сторон, возможностей и угроз.
Другими словами, это поиск всех факторов, которые помогают или мешают человеку добиваться успеха в жизни. Само слово SWOT — это аббревиатура, которая расшифровывается так:
- Strengths — сильные стороны. Качества человека, которые помогают ему в достижении целей. Например, сильной стороной могут быть полезные профессиональные навыки и высокая продуктивность.
- Weaknesses — слабые стороны. Качества, которые мешают достижению целей. Слабой стороной может быть, например, низкая коммуникабельность или склонность к перфекционизму.
- Opportunities — возможности. Внешние обстоятельства, которые могут быть полезны. Например, если спрос на вашу профессию растет, то это ваша возможность достичь успеха.
- Threats — угрозы. Внешние обстоятельства, которые могут помешать. К угрозам, например, относится снижение спроса на ваши услуги или высокая конкуренция.
Ниже пример уже готового SWOT-анализа человека. Это ни в коем случае не образец: анализ всегда выполняется индивидуально.
Сильные стороны: | Слабые стороны: |
---|---|
Настойчивость и самодисциплина | Частые писательские блоки |
Хороший стиль, чувство языка | Самокритика и перфекционизм |
Много идей для творчества | Нет навыков самопродвижения |
Готовность и возможность учиться | Наличие основной работы |
Возможности: | Угрозы: |
Литературные конкурсы | Огромная конкуренция, сложно выделиться |
Литературные агенты и продюсеры | Издательства неохотно берут новых авторов |
Платформы для самиздата (ЛитРес, Ridero) | Снижение интереса к жанру |
Мастер-классы известных писателей | Пиратство и плагиат |
Поддержка лояльных читателей |
Главное предназначение этой техники — борьба со «слепыми пятнами» в мышлении. Дело в том, что люди часто не замечают важных нюансов, влияющих на результат. Например, при планировании целей они редко делают поправку на свою компетентность и самодисциплину, хотя эти факторы могут оказаться решающими.
SWOT-анализ личности позволяет посмотреть на себя со стороны и объективно оценить свою способность к достижению успеха. Он помогает составлять более надежные планы, системно подходить к саморазвитию и принимать взвешенные решения в сложных ситуациях.
Чтобы результыты анализа принесли пользу, нужна стратегия. О том, как работать над личной стратегией не рассказывают в школе или ВУЗе. Лучшее время, чтобы научиться — сейчас! Мы создали курс «Сингулярный тайм-менеджмент» непохожим на другие курсы по планированию. Чтобы каждый могу научиться планировать — стратегически. Избавиться от хаоса и цейтнотов. И достигать своих целей. Пять недель практики, которые иззменят всё.
Как провести личностный SWOT-анализ #
Приведенный ниже алгоритм предназначен в первую очередь для самоанализа, но его легко адаптировать и для других задач. Например, с его помощью вы можете анализировать своих сотрудников или клиентов.
Алгоритм состоит из четырех этапов:
Этап 1. Формулировка цели #
Прежде чем выполнять SWOT-анализ себя или другого человека, обязательно сформулируйте цель. Подумайте: для чего вы проводите анализ?
Цели могут быть любыми. Вот некоторые популярные варианты:
- Достичь успеха в жизни
- Достичь успеха в профессии
- Успешно завершить проект (например, написать книгу)
- Повысить личную эффективность
- Улучшить отношения в семье и т.д.
Цель в SWOT-анализе работает как фильтр: она помогает понять, на что обращать внимание, а на что не стоит. Например, для цели «улучшить отношения в семье» очень важны навыки коммуникации и эмоциональный интеллект. А вот профессиональные навыки на эту цель не влияют, поэтому их можно вообще не рассматривать.
Этап 2. Сильные и слабые стороны #
На прошлом этапе вы сформулировали цель. Теперь нужно понять, какие внутренние факторы влияют на ее достижение. Для этого ответьте на следующие вопросы:
Сильные стороны: | Группы | Слабые стороны: |
---|---|---|
Какие ваши личные качества и привычки полезны для достижения цели? | Личные качества | Каких личных качеств вам не хватает? |
Какие ваши личные качества и привычки могут помешать? | ||
Какие знания и навыки у вас уже есть? | Знания и навыки | Каких знаний и навыков вам не хватает? |
Что получается у вас лучше всего? | Что получается у вас хуже всего? | |
Что вам больше всего нравится делать? | Что вам меньше всего нравится делать? | |
Какими ресурсами вы располагаете? | Ресурсы | Каких ресурсов у вас нет? |
Для удобства вопросы в таблице поделены на три группы:
- Личные качества. Все, что характеризует человека как личность: черты характера, привычки, самодисциплина и т.д.
- Знания и навыки. Все, что нужно знать и уметь для достижения цели. Например, чтобы стать дизайнером, нужно знать принципы дизайна, владеть графическими редакторами и иметь хорошую насмотренность. Здесь же полезно рассмотреть свой опыт и мотивацию.
- Ресурсы. К ресурсам относятся время, деньги, инструменты и любые материальные активы. Например, для видеоблогера такими ресурсами будут видеокамера, микрофон и помещение для съемок.
Ответы на вопросы нужно записать. Если у вас нет ответа на какой-то вопрос, пропустите его. Результаты должны выглядеть примерно так:
Сильные стороны: | Слабые стороны: |
---|---|
1. Хорошее знание темы | 1. Недостаток организованности |
2. Умение придумывать оригинальный контент | 2. Склонность к перфекционизму |
3. Качественное оборудование для съемок | 3. Нет нормального помещения для съемок |
4. Навыки съемки и монтажа | 4. Нет опыта продвижения блога |
5. Умение монетизировать контент | 5. Неумение пользоваться аналитикой |
Полезный прием: прежде, чем отвечать на вопросы, попробуйте понять, что вообще нужно для достижения цели. Предположим, вы изучили цель и выяснили, что для ее достижения обязательно нужны настойчивость и коммуникабельность. Дальше все просто: наличие этих качеств у человека — это его сильная сторона, а их отсутствие — слабая.
Этап 3. Возможности и угрозы #
На этом этапе нужно определить внешние факторы, влияющие на достижение цели. Ответьте на следующие вопросы:
Возможности: | Группы | Угрозы: |
---|---|---|
Какие внешние условия нужны для достижения цели? Какие условия есть? | Условия | Каких внешних условий не хватает? |
Какими обстоятельствами и событиями вы могли бы воспользоваться? | События и обстоятельства | Какие обстоятельства и события могут вам помешать? |
Как благоприятные изменения наблюдаются в вашей области? | Тренды | Как неблагоприятные изменения наблюдаются в вашей области? |
Есть ли у вас союзники и единомышленники? | Социальные факторы | Есть ли у вас враги или конкуренты? |
Внешние обстоятельства в таблице делятся на четыре группы:
- Условия. Внешние условия, необходимые для достижения цели. Например, для занятий спортом нужен спортзал, а для создания блога — интерес читателей к выбранной теме.
- События и обстоятельства. Все, что могло бы вам помочь или помешать. Например: проведение отраслевой конференции, выход нового закона или назначение в ваш отдел нового руководителя.
- Тренды. Изменения и закономерности, которые можно наблюдать в вашей сфере. Например, для художника развитие маркетплейсов — это дополнительная возможность реализовать картины. А вот появление нейросетей для генерации изображений является для него угрозой.
- Социальные факторы. Влияние общества и отдельных людей на поставленную цель. У вас много единомышленников, с которыми можно посоветоваться? Это возможность. Сильная конкуренция? Это угроза.
После ответа на вопросы должен получиться примерно такой результат:
Возможности: | Угрозы: |
---|---|
1. Коллаборация с близкими по теме каналами | 1. Сильная конкуренция в тематической нише |
2. Развитие блога на других платформах (Дзен, TikTok) | 2. Быстрое изменение интересов аудитории |
3. Курсы для видеоблогеров | 3. Проблемы с авторскими правами |
4. Диверсификация доходов (например, стриминговые платформы) | 4. Ограниченность темы (могут закончится идеи) |
Обратите внимание: возможности — это «не про вас», а про внешнюю среду, в которой вы действуете. Иногда люди записывают в квадрат «Возможности» примерно следующее: у меня обширные связи в бизнес-среде, у меня раскрученный сайт для продвижения услуг и т. д. Однако все это не возможности, а сильные стороны.
Этап 4. Составление матрицы #
Результаты, полученные на предыдущих этапах, нужно занести в специальную таблицу — матрицу SWOT-анализа личности. Такая таблица помогает увидеть всю картину целиком и сопоставить друг с другом различные факторы.
Результаты анализа часто приходится копировать и переносить в различные приложения (например, в планировщики). Чтобы упростить эту задачу, создавать матрицу лучше не на бумаге, а в электронном виде.
Примеры анализа #
Результаты анализа во многом зависят от поставленной цели. Чтобы понять, как это работает, рассмотрим несколько готовых примеров SWOT-анализа личности.
Для специалиста #
Чаще всего анализ проводят для планирования карьеры. Этот вариант актуален для любой профессии: менеджера, учителя, врача и т.д. Цель такого анализа — достижение профессионального успеха.
Для руководителя #
Отдельно полезно выполнить анализ себя как руководителя. Цель — улучшить взаимодействие с подчиненными и повысить качество управления.
Для студента #
Этот вариант подходит для школьников, студентов и аспирантов. Цель — повышение успеваемости.
В психологии #
Анализ личности хорошо подходит для исследования различных психологических проблем: неуверенности в себе, перфекционизма, импульсивности и т.д. Психологи могут использовать этот вариант для работы с клиентами.
Для проведения такого анализа сформулируйте цель (например, повысить самодисциплину) и разберитесь, что помогает и что мешает ее достижению. По результатам анализа можно составить индивидуальную программу работы с проблемой.
Как работать с результатами #
SWOT-анализ собственной личности — это отличный инструмент саморазвития и планирования. Напоследок расскажем о том, как работать с результатами анализа в современных планировщиках, например, в SingularityApp.
-
Создайте в планировщике отдельный проект «SWOT». Добавьте в него четыре подпроекта для каждого квадрата матрицы.
-
Скопируйте результаты из матрицы и перенесите их в соответствующие подпроекты (в виде обычных задач).
-
Все пункты SWOT-анализа нужно постепенно преобразовать в конкретные задачи для выполнения. Подумайте:
- Как исправить или компенсировать свои слабые стороны?
- Как лучше использовать сильные стороны и возможности?
- Как избежать угроз?
Вот как это может выглядеть:
Новые задачи распределите по любым подходящим проектам: «Книги», «Курсы», «Саморазвитие». Полностью проработанные пункты SWOT-анализа (по которым все запланировано) отмечайте как выполненные.
Работа с результатами SWOT-анализа часто занимает много времени. Лучше выполнять ее за несколько подходов или выделить на нее отдельный свободный день.