Еще более неприятные чувства мы испытываем тогда, когда понимаем, что нам не подходит наша цель. Но если тесную обувь можно обменять, то время, потраченное на неподходящую цель, вернуть уже не получится.
В статье поговорим о том, что такое навязанные цели и как научиться их вовремя распознавать.
Цели: навязанные и «родные»#
Навязанными называются цели, которые появляются у человека в результате чужого влияния. Например:
- Он поступает в юридический вуз, потому что так хотят его родители.
- Он планирует отдых в Таиланде, потому что там отдыхают все его коллеги.
- Он откладывает деньги на дорогой гаджет, потому что постоянно видит в интернете его рекламу.
Такие ситуации не являются редкостью: мы существа социальные, поэтому регулярно подпадаем под влияние других людей. И если на «глобальном уровне» навязанные цели еще можно распознать, то в повседневной жизни мы их даже не замечаем. Например, мы читаем книги, которые нам кто-то посоветовал, покупаем продукты, о которых услышали из рекламы и т. д.
Навязанные цели — это не обязательно что-то плохое (навязывая их, окружающие могут искренне желать нам добра). Однако такие цели кардинально отличаются от наших личных, «родных» целей.
Сравните:
Легко заметить, что навязанные и «родные» цели формулируются одинаково и отличаются только мотивацией. Однако именно из-за сомнительной мотивации навязанные цели и превращаются в проблему.
Например, во время их достижения человек часто испытывает сильное внутреннее сопротивление (вплоть до самосаботажа). Если же он все-таки достигает таких целей, то вместо ожидаемой радости чувствует лишь разочарование.
Три вида навязанных целей#
Навязанные цели условно можно разделить на три вида: навязанные обществом, навязанные другими людьми и навязанные рекламой. Рассмотрим их по порядку.
1. Цели, навязанные обществом
Это цели, которые мы ставим под влиянием коллег, друзей, одноклассников, родственников и т. д. Если мы причисляем себя к какому-либо сообществу, то непроизвольно стремимся следовать его стандартам. Например:
- Мои одноклассники читают «Гарри Поттера»? Я тоже должен его прочитать!
- У моих друзей есть «Айфон»? Мне тоже нужен «Айфон»!
- У моих коллег есть автомобиль? Значит, я тоже должен его купить!
Конформизм (стремление «быть как все») задуман природой не случайно и порою действительно приносит пользу. Например, если наши друзья ратуют за ЗОЖ и саморазвитие, то почему бы и не последовать их примеру?
Проблема в том, что общественные ценности часто бывают для нас неактуальными, бесполезными и откровенно вредными.
С одной стороны, часть общества всегда консервативна и не поспевает за прогрессом. Например, почти у каждого фрилансера есть родственник, который постоянно советует ему «найти нормальную работу, а не сидеть за компьютером».
С другой стороны, ценности общества — это вечная погоня за хайпом и ускользающей модой. Позавчера все создавали каналы на Дзене и в Телеграме, вчера — занимались криптовалютой, а сегодня — дружно стали «промпт-инженерами». Однако хороших результатов обычно добиваются те, кто не гонятся за трендами, а настойчиво придерживаются «собственного маршрута».
- У кого из моих знакомых есть такая же цель? Почему?
- Если я достигну цели, захочу ли я кому-нибудь об этом рассказать? Если да, то кому?
- Насколько моя цель сейчас популярна?
2. Чужие цели
Это цели других людей, которые человек по какой-то причине принимает за свои собственные. Например:
- Юноша поступает в музыкальное училище (его отец когда-то мечтал стать музыкантом, но у него самого не получилось).
- Женщина становится владелицей магазина одежды (на этом настоял её муж-предприниматель).
- Активист общественной организации борется за все хорошее и против всего плохого (лидер этой организации зарабатывает популярность и политические очки).
Разумеется, цели у разных людей могут и совпадать. Например, юноша из примера выше тоже может мечтать о музыкальной карьере, и в этом случае цель будет его «родной».
К сожалению, навязывание другим людям своих целей — один из самых древних и популярных методов манипуляции. Ведь если внушить человеку, что он действует в своих интересах, он охотно начнет вкладывать в чужую цель свои силы и время. Распознать манипуляцию получается не у всех: люди могут тратить годы на чужие цели и не замечать этого. А у тех, кто однажды все-таки «прозревает», надолго остается неприятное чувство, что их использовали.
Вопросы для размышления:
- Кто одобряет мое стремление к цели? Почему?
- Кому выгодно мое стремление к цели? Это может быть не конкретный человек, а группа людей или организация.
Дмитрий поделился с нами, что можно сделать в этой ситуации:
- Поговорить с той Частью себя, которая придерживается «навязанной» цели, и спросить, чего она хочет добиться, в чем ее позитивное намерение. Например, может оказаться, что упомянутая выше цель «поступить в юридический ВУЗ», за которой прячется желание родителей, — лишь средство достижения бОльшей цели «улучшить отношения с семьей». В этом случае важно и принять важность истинной цели для достигающей её Части, и задаться вопросом: «А как иначе можно улучшить отношения с семьей?».
- Применить «шкалирование» из ОРКТ (ориентированная на решение краткосрочная терапия): ввести шкалу от нуля до 10, где 0 — совершенная чуждая мне цель, и 10 — полностью моя. Дальше — проанализировать, как эти крайности ощущаются эмоционально и в теле. И после расположить разные цели на этой шкале и поиграть с ними: почему одна цель более моя, чем другая? Что может сдвинуть эту «чужую» цель на 3/10 по шкале в сторону «моих целей»? Начиная с какого значения я готов брать цели в работу?
В идеале выполнять упражнения с коучем, но можно справиться и самостоятельно. Первый прием мне кажется более перспективным, но и более сложным, когда нет помогающего практика, который мог бы направить.
3. Цели, навязанные рекламой#
Это цели, которые появляются у человека под влиянием рекламных манипуляций. Дело в том, что современная реклама умеет воздействовать непосредственно на наши чувства и эмоции, обходя рациональный разум.
Например, мы смотрим видеоролик, где привлекательный и явно успешный человек работает за компьютером. Словами в этой рекламе может сообщаться всё что угодно, однако сам визуальный образ несет очень четкое послание:
По тому же принципу сегодня продвигаются многие товары и услуги. Мы видим в рекламе красивых, успешных, счастливых людей и, естественно, хотим стать такими же. В результате у нас появляется желание что-то приобрести: ноутбук, смартфон, автомобиль и т. д.
Однако рекламные образы «счастливого будущего» являются ложными, а связанные с ними желания — навязанными. На рациональном уровне мы отлично понимаем, что фирменный ноутбук никого не сделает крутым дизайнером, а дорогой автомобиль — успешным бизнесменом.
Именно поэтому радость от обладания дорогими вещами длится так недолго: мы ждем от покупки счастья и успеха, а вместо этого получаем просто ноутбук.
Вопросы для размышления:
- Если я достигну цели, кто на этом заработает?
- Какие изменения произойдут в моей жизни, если я получу то, что хочу?
Как отличить «родную» цель от навязанной#
Проверять свои цели желательно ещё на этапе планирования, до того как вы начнете инвестировать в них силы и время. Для анализа целей можно использовать два приема:
-
Сопоставить цели и ценности. Начертите на листочке таблицу из двух столбцов (как на иллюстрации ниже). В левый столбец запишите свои главные жизненные ценности: семья, карьера, здоровье и т. д. В правый столбец запишите те цели, который вы проверяете.
В идеале каждая цель должна соответствовать какой-либо ценности. Например:
Особенность навязанных целей в том, что их зачастую невозможно связать со своими ценностями: они существуют как бы сами по себе.
-
Метод «чтобы что». Попробуйте понять, какие мотивы лежат в основе ваших целей. Для каждой цели несколько раз задайте вопрос «зачем» или «чтобы что», пока не доберетесь до сути. Например:
Если цель «родная», вы постепенно дойдете до своих главных ценностей и желаний. Если же цель навязанная, то ваши размышления неизбежно зайдут в тупик.
Кроме того, навязанную цель можно выявить и во время её достижения. Если движение к цели постоянно сопровождается прокрастинацией и самопринуждением, это серьезный повод задуматься о ее происхождении.