Такое «жонглирование делами» является для нас привычным. Вот еще примеры многозадачности в работе и в повседневной жизни:
- Вести переговоры с клиентом и делать при этом заметки.
- Писать отчет, разговаривать с коллегами и отвечать на входящие звонки.
- Принимать новый товар и обслуживать покупателей.
- Общаться в мессенджерах и писать курсовую.
- Заниматься уборкой и смотреть телевизор.
- Гулять и слушать аудиокнигу.
Термин «многозадачность» (или «мультизадачность») позаимствован из IT-индустрии. На компьютере, как известно, можно запустить сразу несколько программ: операционную систему, браузер, мессенджер, текстовый редактор и т. д. Само использование термина как бы предполагает, что и человек способен «функционировать» по такому же принципу.
Многие действительно верят, что режим многозадачности в работе — это хороший способ повысить продуктивность. Ведь если выполнять сразу несколько дел, то за день можно сделать очень многое? К сожалению, нет. На практике такой подход приводит не к повышению, а к снижению продуктивности. Давайте рассмотрим некоторые проблемы многозадачности и разберемся, что с ней не так.
Почему многозадачность человека — это миф #
Наверное, ничто так не сбивает людей с толку, как легенда о многозадачности Цезаря. Рассказывают, что прославленный полководец мог диктовать секретарям четыре письма одновременно, а если был «в ударе», то сразу семь писем.
Невольно появляется мысль: если у Цезаря получалось, то почему бы и мне так не попробовать?
Горькая правда в том, что никакой многозадачности не существует — это всего лишь иллюзия. В отличие от многоядерного процессора, наш мозг не способен выполнять «параллельные вычисления». Все, что он может — это последовательно переключать внимание с одной задачи на другую.
Предположим, мы разбираем входящую почту и общаемся с коллегой по телефону. Нам кажется, что оба занятия выполняются параллельно:
В действительности в этот момент внимание непрерывно «прыгает» с одной задачи на другую. Сперва мы выслушиваем коллегу, потом кликаем по письму, потом что-то говорим, потом смотрим на экран, потом снова слушаем и т. д.
Именно так на самом деле и выглядит любая многозадачность. Разница лишь в том, что в одних случаях переключения заметны сразу (например, при написании отчета и общении в мессенджерах), а в других — нет.
Впрочем, некоторые различают мультизадачность и фоновую задачность. Последняя возникает в том случае, если одна из задач не требует внимания. Например, мы можем без всякого напряжения гулять и слушать подкаст, поскольку первая задача выполняется «в автоматическом режиме».
Почему многозадачность — это плохо #
И в тайм-менеджменте, и в психологии многозадачность считается крайне нежелательным явлением.
Начнем с тайм-менеджмента. Возможно, вы замечали, что работа над повседневными делами складывается как бы из трех фаз:
- Переключение. Это «непродуктивный интервал» между двумя задачами. Он возникает из-за того, что каждая задача требует подготовки и завершения. Например, чтобы перейти от задачи «помыть посуду» к задаче «писать статью», нужно выключить воду, вытереть руки, отправиться в другую комнату, сесть за компьютер и запустить текстовый редактор. Именно для того, чтобы уменьшить число переключений, в тайм-менеджменте и рекомендуют группировать схожие задачи.
- Погружение в задачу. Чтобы начать нормально работать, мы должны вспомнить контекст задачи, прояснить цели и активировать в голове нужные нейроны. Иногда на такую «настройку мозга» уходит несколько минут.
- Продуктивная работа. Только на этом этапе начинается полноценное выполнение задачи.
И здесь становится понятно, почему многозадачность вредна: из-за частых переключений человек зачастую не успевает добраться до фазы полноценной работы. Его день выглядит примерно так:
Работа в режиме многозадачности может привести к негативным последствиям для продуктивности:
- Огромная часть времени начинает уходить на «переключения и погружения». Из-за этого мы делаем гораздо меньше, чем могли бы.
- Качество работы заметно снижается. Мы не успеваем нормально погрузиться в задачи и фактически всегда работаем «на минималках». Кроме того, из-за постоянных переключений внимания мы допускаем в работе больше ошибок.
Вред многозадачности подтверждают и научные исследования. Вот самые известные из них:
-
Стэнфордский университет. Психологи под руководством доктора Клиффорда Насса, хотели выяснить, почему одни студенты способны к мультизадачности, а другие — нет. Выдвигались разные гипотезы, например, что «многозадачники» лучше воспринимают информацию или быстрее переключаются на новые задачи.
Результаты оказались неожиданными для психологов. Оказалось, что «многозадачники» хуже воспринимали информацию, чаще отвлекались и медленнее переключались между делами.
- Американская Ассоциация Психологов. Она регулярно проводит исследования мультизадачности еще с 90-х годов прошлого века. Среди прочего психологи выяснили, что на переключения между делами у современных людей уходит до 40% рабочего времени.
-
Университет Сассекса (Великобритания). Ученые с помощью МРТ пытались понять, как многозадачность влияет на мозг человека.
Оказалось, что люди, которые часто отвлекаются на мультимедийные устройства (смартфоны, компьютеры, телевизоры), имеют более низкую плотность серого вещества в передней части коры. Однако пока не ясно, это многозадачность так вредна для мозга, или люди с таким мозгом склонны к постоянным переключениям.
Заключение #
Очень бы хотелось завершить статью на какой-нибудь позитивной ноте. Например, сказать: избегайте многозадачности, и будет вам счастье.
К сожалению, многозадачность в наши дни часто бывает вынужденной, и избежать ее фактически невозможно. Например, работать в таком режиме приходится руководителям, менеджерам, продавцам, а иногда даже и фрилансерам. Кроме того, некоторые работодатели почему-то до сих пор считают мультизадачность благом и настойчиво указывают этот навык в своих вакансиях.
Поэтому в следующих статьях мы постараемся рассказать, что делать, если вы работаете в таких условиях, и как все-таки научиться справляться с несколькими задачами одновременно. Кстати, начать можно с пополнения запасов энергии и с восстановления режима дня.