С чего начать подготовку к собеседованию: наведите справки о компании #
Принцип «меньше знаешь, крепче спишь» при подготовке к собеседованию вам не поможет. Необходимо собрать как можно больше информации о компании, в которой вы хотите работать. Пройдитесь по корпоративным аккаунтам в соцсетях, изучите новости на сайте, полистайте биографии руководителей, загляните в отраслевые СМИ. Полное досье на всех сотрудников не понадобится, но общая картина и контекст крайне важны.
Отлично будет посмотреть на деятельность компании именно в вашем направлении. Например, если претендуете на должность маркетолога, оцените, как компания продвигается по разным рекламным каналам.
В чем пойти на собеседование: присмотритесь к дресс-коду #
Обратите внимание на фотографии на сайте, как одеваются руководители и сотрудники, это подскажет, в чем пойти на собеседование. Если устраиваетесь в какой-нибудь стартап с духом свободы, где даже высшее руководство ходит в кедах, то выглаженный классический костюм на собеседовании будет выбиваться из стиля, так же, как и кэжуал наряд в компании со строгим дресс-кодом.
Если боитесь прогадать, а фотки ни о чем не говорят, то лучше спросить у рекрутера, какой стиль одежды будет уместен. Подготовьте все заранее. Лучше иметь запасные варианты одежды, чтобы не попасть под закон Мерфи, если вдруг что-то потеряется, порвется или испачкается перед выходом.
Подготовьте самопрезентацию #
Основной страх соискателей — сказать что-то не то, сглупить, запнуться, забыть важную информацию и еще всячески опозориться перед потенциальным работодателем. Поэтому заранее порепетируйте, что вы будете говорить, особенно как отвечать на самую популярную просьбу — рассказать о себе.
Чтобы подготовить толковую самопрезентацию, пройдитесь еще раз по своему резюме, освежите в памяти главные карьерные этапы. В рассказ о себе обычно включают:
💪 Краткий обзор профессионального пути — где вы работали, какой опыт получили, какие полезные качества характера и навыки помогали и т. д.
🤓 Более подробный рассказ о предыдущем месте работы — какая была роль в компании, какие задачи выполняли, чего удалось добиться (если профессия позволяет, то можно привести подтверждающие цифры и кейсы), почему решили уйти.
❤️ Причины, по которым вы хотите работать именно в этой компании — что вас привлекло в вакансии, чем вы можете быть полезны на новом месте.
🎯 Какие у вас планы на будущее — карьерные цели, чего хотелось бы добиться в профессиональном плане, как вы двигаетесь к этим целям.
Самопрезентация должна быть лаконичной — достаточно отрепетировать выступление на 5 минут и затронуть самые основные мысли тезисно. Если потребуется, рекрутер обязательно задаст уточняющие вопросы. Но для старта важно показать, что вы можете рассказать о себе и сделать это уверенно, а не вспоминать на ходу, в какой компании работали два года назад и чем занимались.
Про личные качества и интересы можно сказать в двух словах, но только если они релевантны возможным будущим задачам на работе. Обычно HR не горит желанием слушать про вашу коллекцию редких кактусов или смотреть фотографии детей. Лучше дождаться вопросов на тему жизни вне работы, если работодателю по какой-то причине это важно и интересно.
Отрепетируйте ответы на типичные вопросы #
Хороший рассказ о себе кратко затронет все основные темы, которые интересуют работодателя. Но могут потребоваться более подробные ответы.
Вот несколько частых вопросов:
- Почему вы хотите работать именно у нас?
- Что вас не устраивало в предыдущей компании?
- Где вы видите себя в нашей компании через год/два/пять лет?
- Какие у вас зарплатные ожидания?
- Что для вас главное в руководителе/коллективе?
- Какие у вас профессиональные цели?
- Что вас мотивирует?
Условно вопросы на собеседованиях можно поделить на такие группы:
📈 Про карьерный путь, опыт и достижения;
👨💻 Про предыдущее место работы;
🥇 Про профессиональные качества, преимущества и недостатки;
🎯 Про планы на будущее в целом и в новой компании;
💸 Про зарплату и условия.
Не все вопросы на собеседовании можно предугадать заранее, но стоит отрепетировать ответы на основные. Это поможет не попасть в неловкую ситуацию, например, когда вы прямо перед работодателем начинаете подсчитывать в уме желаемую зарплату или сгоряча признаетесь, что предыдущий начальник был самодуром.
Честность на собеседованиях ценится, но в рамках корпоративного этикета. Поэтому стоит сформулировать более аккуратные ответы на вопросы, особенно про то, что вас не устраивает.
Подготовьте свои вопросы #
Фокус соискателей часто держится именно на том, как понравиться работодателю, как сделать все правильно. Не стоит забывать, что выбирают не только вас, но и вы тоже присматриваетесь, решаете, стоит ли связывать себя с этой компанией. Поэтому не стесняйтесь спрашивать.
Какие вопросы задать работодателю на собеседовании: #
- Про обязанности на вашей должности — какой будет график и формат работы, из чего состоит рабочий день, есть ли особые требования; какие есть планы и KPI, как часто отчетные периоды.
- Про руководство и коллектив — кто будет вашим прямым начальником, с кем будете работать, насколько большая команда, как внутри команды поделены обязанности.
- Про карьерные перспективы — как в компании налажен процесс движения по карьерной лестнице, что нужно сделать, чтобы получить повышение, возможно ли это в принципе.
- Про отпуск и выходные — как организован процесс ухода в отпуск, через какое время в компании он доступен, как оплачивается, нет ли работы на выходных, нужно ли быть на связи в нерабочее время.
- Про зарплату и премии — как выплачивается и оформляется зарплата (полностью «белая», «в конверте»), есть ли индексация; есть ли система премий, что нужно сделать, чтобы получить премию.
Как успешно пройти собеседование и не нервничать #
Правильный настрой важен на собеседовании не меньше, чем интеллектуальная подготовка. Вы можете отрепетировать идеальную самопрезентацию, но при этом совсем растеряться из-за нервов и что-нибудь перепутать или забыть.
Важно давать себе жизнеутверждающие установки: «я хороший специалист, у меня достаточно опыта, я справлюсь». При этом заранее морально подготовьтесь к возможному отказу, чтобы он не стал неожиданностью и не сбил с курса на дальнейший поиск работы.
Если вам отказали, это не значит, что вы плохой специалист или производите неприятное впечатление, очень часто в дело вступает человеческий фактор или какие-то специфические представления рекрутера об идеальном сотруднике. Всем угодить нельзя и жизнь на этом не заканчивается — не взяли на эту вакансию, значит, где-то есть другая, более подходящая именно вам.
Правильный настрой включает также и общий уровень спокойствия, который не достигается только рациональными уговорами себя.
Собеседования вызывают у большинства людей сильный стресс, особенно если ходить на них редко и воспринимать как ультимативную проверку своей пригодности. Поэтому может срабатывать механизм «бей или беги» — повышенная активность симпатической нервной системы. Отсюда потные ладони, покрасневшее лицо, частое дыхание и общее ощущение в духе «мне сейчас придет конец»
.В такой ситуации помогут упражнения, переключающие на парасимпатическую нервную систему. Поддерживать более спокойное состояние позволят дыхательные упражнения, они удобны тем, что можно практиковаться где угодно и не привлекать внимание окружающих. В том числе и сидя в приемной перед собеседованием.
Какие дыхательные упражнения делать для спокойствия:
-
Дыхание 4-7-8 — вдох на четыре счета, задержка дыхания на семь секунд, длительный выдох на восемь секунд. Обычно достаточно 3-5 минут, чтобы почувствовать себя лучше.
-
Дыхание квадратом — мысленно нарисуйте перед собой квадрат, двигайтесь по его граням глазами, вдыхая, задерживая дыхание и выдыхая на четыре счета для каждой грани. Повторите 2-3 раза.
-
Два быстрых коротких вдоха и длительный выдох — упражнение, которое за 1-2 повторения уже существенно вас успокоит. На вдохе вместо одного вдоха сделайте два быстрых и коротких, а потом максимально растяните выдох.
Заключение #
Собеседования не будут казаться такой пыткой, если осмысленно и заранее к ним готовиться. Человеческий фактор никто не отменял — рекрутер или руководитель компании могут не одобрить вашу кандидатуру «просто потому что». Но зная основные принципы подготовки, вы подстрахуетесь от неловкого молчания в ответ на сложные вопросы и сможете проявить себя с лучшей стороны. Психологический настрой тоже крайне важен, поэтому не забывайте про позитивные установки и упражнения для расслабления.
Чтобы пройтись по всем этапам и ничего не упустить, заглядывайте в наш чек-лист подготовки к собеседованию.