Что такое измеримые цели и как их создавать
4 697
08 октября 2024

Что такое измеримые цели и как их создавать

Предположим, вы решили расширить свой кругозор. «Хочу больше читать», — говорите вы себе. Звучит неплохо, но как понять, достигли ли вы цели? Что значит «больше читать»? Вот тут-то вам пригодится понятие измеримости целей.
Баннер книга Озон

Измеримая цель — это цель, прогресс которой можно оценить с помощью конкретных числовых показателей. Например, вместо расплывчатого «больше читать» можно поставить цель «читать по 4 книги в месяц». Такую цель легко измерить: либо вы прочитали четыре книги за месяц, либо нет.

В статье разберемся, почему важно делать цели измеримыми и как преобразовать любую цель в измеримый результат.

Почему полезно делать цели измеримыми 

Чтобы понять, почему цель должна быть измеримой, разберем простой пример. Допустим, вы решили улучшить знание английского языка. Вы создаете в планировщике соответствующий проект и добавляете в него следующие цели:

Примеры неизмеримых целей

На первый взгляд, все нормально. Но вскоре вы можете обнаружить, что:

  1. Вы не уверены, продвинулись ли вообще в изучении языка.
  2. Вам сложно понять, какие именно действия нужно предпринять.
  3. Нет ясности, когда цель можно считать достигнутой.

А теперь давайте превратим эти цели в измеримые:

Примеры измеримых целей

Теперь у целей появились конкретные показатели, которые решают все перечисленные выше проблемы:

  1. Вы точно знаете, достигли цели или нет.
  2. Каждую цель легко разбить на промежуточные задачи. Например, если вы хотите выучить 1000 слов за 3 месяца, вам нужно учить примерно по 12 слов в день.
  3. Можно в любой момент точно оценить прогресс по каждой цели.

В тайм-менеджменте измеримость цели — это одно из главных условий ее успешного планирования. Конкретные числа помогают легко рассчитать, что нужно делать каждый день (неделю, месяц) для достижения результата.

Как сделать свою цель измеримой 

Превратить расплывчатую идею в четкую измеримую цель можно с помощью алгоритма из четырёх шагов.

Шаг 1. Сформулируйте цели в любом виде. На этом этапе не нужно ничего усложнять, просто запишите цели в том виде, в каком они приходят в голову.

Запишите свои цели в произвольном виде Запишите свои цели в произвольном виде

Шаг 2. Опишите результат, который вам нужен. Опишите его максимально конкретно, от первого лица. Во-первых, так вы лучше поймете, чего на самом деле хотите достичь. Во-вторых, конкретный результат поможет точно рассчитать числовые показатели, а не брать их с потолка.

Сформулируйте желаемый результат для своих целей Сформулируйте желаемый результат для своих целей

Шаг 3. В чем измеряется этот результат? Определите единицы измерения для каждой цели. Подробнее о единицах измерения — в следующем разделе.

Определите, в чем будет измеряться ваша цель Определите, в чем будет измеряться ваша цель

Шаг 4. Какие показатели нужны для получения описанного вами результата? Определяем конкретные цифры и показатели:

Какие показатели вам нужны для достижения целей? Какие показатели вам нужны для достижения целей?

Шаг 5. Переформулируйте первоначальные цели. Теперь вы можете записать их в измеримом виде:

Примеры уже сформулированных измеримых целей Примеры уже сформулированных измеримых целей

Измеримые цели поставлены. Чтобы легче было составить план дальнейших действий, полезно дополнительно установить для этих целей дедлайн.

Виды измеримости 

Пару слов о том, как и в чем измерять цели — это, наверное, самый сложный момент во всей технике SMART. Итак, по измеримости цели подразделяются на следующие типы:

1. Бинарные цели. Это цели типа «да/нет», «сделано/не сделано». Они очень легко ставятся, но для долгосрочных целей лучше все-таки использовать другие типы измеримости. Примеры:

  • Получить водительские права
  • Создать собственный блог
  • Съездить на Байкал

2. Количественные цели. Это цели, которые измеряются конкретными числами. При этом показатели могут быть как абсолютными (определенное число), так и относительными (процент или доля).

  • Накопить 100 000 рублей
  • Увеличить продажи на 20%
  • Повысить трафик сайта в 3 раза

3. Ранговые цели. Связаны с достижением определенного уровня или позиции в какой-либо системе. Примеры:

  • Достичь уровня B2 по английскому языку
  • Войти в топ-10 специалистов в своей области
  • Получить черный пояс по карате

4. Прокси-цели. Косвенные показатели, которые используются, когда нельзя напрямую измерить результат. Примеры:

  • Число подписчиков в соцсетях (косвенный показатель популярности)
  • Количество выполненных задач (косвенный показатель продуктивности)
  • Индекс цитирования ученого (косвенный показатель влияния в научном сообществе)
  • Количество брендовых запросов в поиске (косвенный показатель известности и узнаваемости бренда)

Прокси-цели обязательно должны коррелировать с желаемым результатом. Для получения более полной и объективной картины лучше отслеживать сразу несколько прокси-показателей.

Заключение 

Преобразование обычных целей в измеримые — это навык, который приобретается с практикой. Для тренировки попробуйте применять этот метод не только к своим целям, но и ко всем аспектам жизни вообще.

Сделайте, например, измеримыми свои проблемы: так вы лучше поймете, как их решать. Также полезно поразмышлять над тем, в чем измеряется продуктивность, самодисциплина, профессиональный успех, счастье и т. д. Это упражнение помогает по-новому взглянуть на ситуацию и найти свежие идеи.

Измеримость цели — это один из критериев техники постановки целей по методу SMART. На нашем сайте есть статьи о других критериях: конкретности, достижимости и актуальности.
samodis2