Что такое измеримые цели и как их создавать
1 819
08 октября 2024

Что такое измеримые цели и как их создавать

Предположим, вы решили расширить свой кругозор. «Хочу больше читать», — говорите вы себе. Звучит неплохо, но как понять, достигли ли вы цели? Что значит «больше читать»? Вот тут-то вам пригодится понятие измеримости целей.
chaos2

Измеримая цель — это цель, прогресс которой можно оценить с помощью конкретных числовых показателей. Например, вместо расплывчатого «больше читать» можно поставить цель «читать по 4 книги в месяц». Такую цель легко измерить: либо вы прочитали четыре книги за месяц, либо нет.

В статье разберемся, почему важно делать цели измеримыми и как преобразовать любую цель в измеримый результат.

Почему полезно делать цели измеримыми #

Чтобы понять, почему цель должна быть измеримой, разберем простой пример. Допустим, вы решили улучшить знание английского языка. Вы создаете в планировщике соответствующий проект и добавляете в него следующие цели:

Примеры неизмеримых целей

На первый взгляд, все нормально. Но вскоре вы можете обнаружить, что:

  1. Вы не уверены, продвинулись ли вообще в изучении языка.
  2. Вам сложно понять, какие именно действия нужно предпринять.
  3. Нет ясности, когда цель можно считать достигнутой.

А теперь давайте превратим эти цели в измеримые:

Примеры измеримых целей

Теперь у целей появились конкретные показатели, которые решают все перечисленные выше проблемы:

  1. Вы точно знаете, достигли цели или нет.
  2. Каждую цель легко разбить на промежуточные задачи. Например, если вы хотите выучить 1000 слов за 3 месяца, вам нужно учить примерно по 12 слов в день.
  3. Можно в любой момент точно оценить прогресс по каждой цели.

В тайм-менеджменте измеримость цели — это одно из главных условий ее успешного планирования. Конкретные числа помогают легко рассчитать, что нужно делать каждый день (неделю, месяц) для достижения результата.

Как сделать свою цель измеримой #

Превратить расплывчатую идею в четкую измеримую цель можно с помощью алгоритма из четырёх шагов.

Шаг 1. Сформулируйте цели в любом виде. На этом этапе не нужно ничего усложнять, просто запишите цели в том виде, в каком они приходят в голову.

Запишите свои цели в произвольном виде Запишите свои цели в произвольном виде

Шаг 2. Опишите результат, который вам нужен. Опишите его максимально конкретно, от первого лица. Во-первых, так вы лучше поймете, чего на самом деле хотите достичь. Во-вторых, конкретный результат поможет точно рассчитать числовые показатели, а не брать их с потолка.

Сформулируйте желаемый результат для своих целей Сформулируйте желаемый результат для своих целей

Шаг 3. В чем измеряется этот результат? Определите единицы измерения для каждой цели. Подробнее о единицах измерения — в следующем разделе.

Определите, в чем будет измеряться ваша цель Определите, в чем будет измеряться ваша цель

Шаг 4. Какие показатели нужны для получения описанного вами результата? Определяем конкретные цифры и показатели:

Какие показатели вам нужны для достижения целей? Какие показатели вам нужны для достижения целей?

Шаг 5. Переформулируйте первоначальные цели. Теперь вы можете записать их в измеримом виде:

Примеры уже сформулированных измеримых целей Примеры уже сформулированных измеримых целей

Измеримые цели поставлены. Чтобы легче было составить план дальнейших действий, полезно дополнительно установить для этих целей дедлайн.

Виды измеримости #

Пару слов о том, как и в чем измерять цели — это, наверное, самый сложный момент во всей технике SMART. Итак, по измеримости цели подразделяются на следующие типы:

1. Бинарные цели. Это цели типа «да/нет», «сделано/не сделано». Они очень легко ставятся, но для долгосрочных целей лучше все-таки использовать другие типы измеримости. Примеры:

  • Получить водительские права
  • Создать собственный блог
  • Съездить на Байкал

2. Количественные цели. Это цели, которые измеряются конкретными числами. При этом показатели могут быть как абсолютными (определенное число), так и относительными (процент или доля).

  • Накопить 100 000 рублей
  • Увеличить продажи на 20%
  • Повысить трафик сайта в 3 раза

3. Ранговые цели. Связаны с достижением определенного уровня или позиции в какой-либо системе. Примеры:

  • Достичь уровня B2 по английскому языку
  • Войти в топ-10 специалистов в своей области
  • Получить черный пояс по карате

4. Прокси-цели. Косвенные показатели, которые используются, когда нельзя напрямую измерить результат. Примеры:

  • Число подписчиков в соцсетях (косвенный показатель популярности)
  • Количество выполненных задач (косвенный показатель продуктивности)
  • Индекс цитирования ученого (косвенный показатель влияния в научном сообществе)
  • Количество брендовых запросов в поиске (косвенный показатель известности и узнаваемости бренда)

Прокси-цели обязательно должны коррелировать с желаемым результатом. Для получения более полной и объективной картины лучше отслеживать сразу несколько прокси-показателей.

Заключение #

Преобразование обычных целей в измеримые — это навык, который приобретается с практикой. Для тренировки попробуйте применять этот метод не только к своим целям, но и ко всем аспектам жизни вообще.

Сделайте, например, измеримыми свои проблемы: так вы лучше поймете, как их решать. Также полезно поразмышлять над тем, в чем измеряется продуктивность, самодисциплина, профессиональный успех, счастье и т. д. Это упражнение помогает по-новому взглянуть на ситуацию и найти свежие идеи.

Измеримость цели — это один из критериев техники постановки целей по методу SMART. На нашем сайте есть статьи о других критериях: конкретности, достижимости и актуальности.
manage2