20+ лет занимаюсь заказной разработкой в Сибирикс, насмотрелся всякого. И что действительно меня всегда удивляло — как желание руководителя проекта быть хорошим, по факту делает невыносимым его жизнь, жизнь его команды и в конечном счете — мешает клиенту.
Нет, там всё не так однозначно. Поехали разбираться.
Что такое «хороший»? #
Подумайте секундочку, какие критерии этого именно у вас. Например, в книге Владимира Герасичева «Контекст Жизни» выделены такие критерии «я хороший когда»:
- меня хвалят, одобряют авторитетные люди — начальство, руководство, клиенты, старшие;
- меня принимают в моей социальной группе (друзья, коллеги);
- я соблюдаю законы и моральные нормы, принятые в обществе, в котором я живу. Если там принято, например, не курить, и я не курю, значит, наверное, я молодец.
Чертовски мило и чертовски точно. И эти три пункта есть почти у всех.
А вот четвертый — гораздо реже:
- я хороший, когда поступаю по совести и внутренним убеждениям.
Иногда при чтении комментариев к постам на VC может показаться, что большинство комментирующих так и живет. Принципиальные, напористые, жесткие, бескомпромиссные, по-своему справедливые. В жизни такое встречается гораздо реже. И надо сказать, слава Богу.
Но есть яркие (это сарказм) исключения. Например, всем известная история про Джордано Бруно. Сожгли его за убеждения, причем даже не совсем свои, а просто за публичную поддержку гелиоцентрической системы мира Коперника, которую признали иноагетской и еретической.
«Признай», — говорят ему святейшие отцы-инквизиторы, — «что ты можешь быть не прав!». А он такой: «Неа. Жгите!». То есть поступая по совести, по своим убеждениям, можно идти против общества. И получать за это все полагающиеся от общества бонусы.
К сожалению, за желание быть хорошим приходится платить довольно дорогую цену.
Чем это желание чревато? Вами начинают пользоваться. Вернее не так:
Вас будут ЮЗАТЬ! #
Кто регулярно перерабатывает? Когда спрашиваешь об этом в аудитории, где есть менеджеры из разных компаний, в ответ на этот вопрос обычно лес рук. У всех есть понимание, что когда работаешь по 12-16-20 часов в сутки (или сколько вы там работаете?), это, наверное, плохо. Поэтому сорокачасовая рабочая неделя — лекарство от многих проблем.
Кто отвечает на чаты во внерабочее время? Как вас от этого отучить? Никак. Там же срочно, важно, интересно, и надо спасать мир! Верю и по факту — пока вы к чертовой матери не выгорите, вас ничто не переубедит.
Да, у вас может быть, к примеру, один VIP-клиент, для которого вы готовы на подвиги. Он потому и VIP. Тем не менее это типовой паттерн нашего поколения: отвечать на чаты вечерами и на выходных. Хотя если устроить себе профилактику, не отвечать ни на какие чаты и просто оставить это до утра, ничего плохого не произойдёт.
Причем давно уже придумана в телеге и в почте отложенная отправка. Хотите отправить сообщение кому-то во внерабочее время — используйте её. Все про неё знают, но мало кто применяет. Да, клиенты будут писать, когда им удобно, и куда им удобно. Замеры показали, что чаще пишут туда, где быстрее отвечают. И в вотсапе отложек все еще нет (шел 2024 год, середина). Но хотя бы вы сами не будете нервировать других трудоголиков.
И ещё один мой любимый вопрос: что такое клиентоориентированность? #
Нам кажется, что переработки, ответы во внерабочее время — все эти суетные вещи мы делаем для клиента. Но в конечном итоге, если посмотреть, куда это приводит, ничего там клиентоориентированного нету.
Я считаю, что спалить команду, спалить самого себя, работать постоянно в цейтноте — способ гарантированно завалить проект, и это нифига не клиентоориентированность. Это маразм, причем обходится он очень дорого.
Иногда сказать «нет» напротив клиентоориентированная штука. Иногда уволить нерадивого руководителя проекта на стороне клиента — тоже клиентоориентированная штука.
Для кого руководителю проекта лучше быть хорошим — для своего начальника или для клиента? Что такое «хороший» критерии мы посмотрели. И у вас может возникнуть конфликт интересов между «быть хорошим» для одного и «быть хорошим» для другого. Да, это почему-то разные вещи. Например, клиент просит добавить людей в команду, чтобы ускорить разработку, а ваш руководитель, зараза такая, ресурса не дает. Так может случиться. Так что лучше выбрать?
В любых коммуникациях, при любом общении нужно не проиграть по трём осям: власть, дело, отношения.
В любых коммуникациях, при любом общении нужно не проиграть по трём осям: власть, дело, отношения.
Поэтому, если возникает конфликт «для кого я хочу быть хорошим» — выбираем наиболее долгосрочное. Быть честным в долгосрочной перспективе выгоднее, чем немножко соврать. Расскажу пару историй.
История первая: #
Я поймал менеджера на том, что она несколько раз мне врала. Например, на вопрос «как прошла встреча с клиентом», отвечала, что всё нормально и хорошо, всё обсудили, всё отлично. Начинаю разбираться: там ничего не хорошо. На самом деле они не договорились до того, что нужно. Нужные поинты не были обозначены. А чтобы выглядело, что человек провёл разговор хорошо, он врёт.
Смотрите, какая штука: я хочу быть хорошим, поэтому я вру. Человек выбирает краткосрочную перспективу, что здесь и сейчас он будет хорошим. Но стратегически это невыгодно.
История вторая: #
В свободное от работы время я увлекаюсь спортивной авиацией. У меня на самолёте был один приборчик. Я лечу в довольно жаркую погоду. Ни облачка. Абсолютно ровный горизонт. А прибор начинает показывать, что я делаю бочку (переворачиваюсь). Ладно, глюк какой-то. Может, там радиация, рептилоиды или какая-то аномальная магнитная зона. В следующий раз он делает ровно то же самое: через какое-то время просто небо с землёй переворачиваются и меняются местами.
Когда это случилось в третий раз, естественно, приборчик пошёл под замену. Потому что если такая ситуация произойдёт не в ясную погоду, а в облаках — можно потеряться. В общем, земля там, внизу, твёрдая. Получится неинтересно.
То есть три раза можно посмотреть на такую стратегию человека, который выбирает в краткосрочной перспективе что-нибудь соврать. Но верить не надо. У кошек, конечно, девять жизней. Допустим. Но у приборчика было три. Оказалось, просто перегревался: 34 градуса, и ему плохо становилось.
Итого, в сухом остатке: #
- Желание быть хорошим иногда стоит нам очень дорого. Вас будут юзать!
- Нет ничего клиентоориентированного в суете, спешке и сожжённой дотла команде. Всё с точностью до наоборот!
- Телеграм. Почта. Отложки. Не спамьте сами трудоголиков!
- Если есть конфликт, для кого быть хорошим — выбираем долгосрочное.
Если остались вопросы — пишите в комментарии. Или добавляйтесь в Telegram.