Профессия: продюсер новостной редакции на телеканале «Москва 24»
Задачи и условия планирования: множество регулярных задач, работа сразу с нескольких устройств.
Особенность: с вероятностью в 99% знает вас не через 6, а через всего 3 рукопожатия.
Не всегда продюсер — человек, который привлекает финансы в проекты. На телевидении они тоже есть и занимаются совершенно другими задачами. Продюсеры находят важные, интересные истории и их участников: от депутатов и юристов до скандальных персон, — подбирают локации и координируют работу съемочной группы.
Продюсеру приходится быть тонким психологом, который с первых секунд разговора с человеком должен заинтересовать че, а еще четким и организованным менеджером. Для решения последней задачи мне и понадобился Сингулярити.
Расскажу, как устроен мой рабочий день: с утра и до вечера #
Утро всегда начинается с поиска тем для сюжетов. По своим первоисточникам ищу новости, которые вместе со съемочной группой мы можем использовать в программах. Скопом заявляю по 8−10 тем и отправляю исполнительному продюсеру. Если ему тема кажется интересной, начинаем собирать творческую группу.
У творческой группы может быть разный состав, но ± он выглядит так:
- корреспондент, иногда он же выполняет функцию автора и сценариста;
- шеф-редактор;
- оператор
- ассистент оператора;
- водитель с машиной;
- автор (если корреспондент не выполняет эту роль);
- режиссер монтажа;
- и продюсер — это я.
Автор пишет сценарный план и определяет, какие герои и эксперты нужны для программы. Обычно в программе участвуют от 4 до 6 человек. Для примера покажу состав одного репортажа:
Я как продюсер ищу героев и экспертов: через знакомых, в профессиональных сообществах, в соцсетях и мессенджерах. Конечно, за время работы продюсером я собрал огромную базу контактов, но здесь важно понимать — постоянно приглашать одних и тех же я не могу. В среднем каждый день я пишу и звоню от 15 до 20 незнакомым мне людям. Столько официальных запросов от телеканала отправляю в департаменты, министерства и другие организации. В общем, работа продюсера — это постоянные знакомства, общение, звонки и поиски.
Практически на каждом канале продюсеры еще и выезжают на съемки. Раньше я работал на России1 и делал это довольно часто. За время работы на Москва24 — всего 3 раза, когда случался форс-мажор и не хватало корреспондентов. Знать постановки кадра и света, уметь брать интервью и управлять съемочной группой на съемках — крутой скилл для продюсера, который выделяет его и по профессиональным навыкам, и по уровню зарплаты.
Организация интервью с экспертом #
Допустим, мне понадобился комментарий доктора экономических наук.
- Нахожу контакты подходящего экономиста, «пробиваю» его в открытых источниках: действительно ли он крутой эксперт или только хочет им казаться. На федеральном телеканале мы не можем себе позволить записывать эксперта с неподтвержденной экспертизой;
- Связываюсь с экспертом, предлагаю ему выйти в эфир по видеосвязи, чтобы прокомментировать наш репортаж или, если это позволяет, приехать в студию;
- Если получаю согласие, отправляю заранее подготовленные автором вопросы, договариваюсь об интервью;
- На звонке часто приходится обучать человека: как пользоваться Зумом, где сидеть, чтобы его было лучше видно в кадре, как говорить, не жестикулируя перед лицом. Объясняю, что мы не возьмем в эфир интервью целиком и начинаю запись интервью.
- Загружаю запись интервью на сервер телеканала и уведомляю об этом автора, который работает с режиссером монтажа. Туда же загружаю все дополнительный по теме фотографии, ролики.
- Автор смотрит интервью, расшифровывает, нарезает нужные для эфира моменты и передает эту информацию режиссеру монтажа.
- А я продолжаю искать других героев и экспертов для передачи.
Чтобы я мог пригласить героя или эксперта в следующую программу (я повторюсь, это бесплатно), я всегда сохраняю с ними хорошие деловые отношения. После репортажа обязательно даю обратную связь — благодарю за участие, сообщаю, когда и во сколько вышла программа, по возможности отправляю ссылку на передачу. Эта задача занимает у меня всего 20 минут ежедневно и сильно сокращает время на поиски героев и экспертов для новых программ.
Организация стендапа #
Например, автор хочет записать стендап на фоне Москвы Сити в 11:00 во вторник. Вот что требуется от меня:
- найти место, с которого будет открываться лучший вид,
- заказать технику,
- собрать команду для съемок.
Я связываюсь с отделом координации телепроизводства, чтобы запросить команду для съемок, ищу водителя, оставляю заявку на технику, предварительно уточнив у автора, какая камера понадобится.
Накануне съемок звоню каждому участнику процесса, предупреждаю о дате и времени, делаю это несколько раз. А то как оно обычно бывает, в любых косяках на съемках виноват продюсер :) Приходится все контролировать, но мягко и без претензий, стараясь при этом не быть для всех деспотом.
Оформление паспорта ролика #
Я организую около 5 репортажей в неделю, для каждого нужно оформить паспорт — документ, содержащий перечень сведений о ролике, подготовленный редакцией. Дедлайны для этой задачи жесткие — паспорт нужно подготовить максимум за день до репортажа.
Процесс подготовки паспорта достаточно сложный. Нужно пересмотреть весь репортаж, зафиксировать в паспорте титры, фамилии участников и порядок их появления в кадре, указать, кто был сценаристом, кто корреспондентом, какой хронометраж этого ролика канал принял в эфир, в какое время ролик был выпущен, указать номера телефонов продюсера и автора, написать аннотацию, о чем был репортаж, и перечислить, какие задачи выполнил я и другие члены творческой группы.
Как это было раньше: я всегда откладывал задачу до самого последнего момента, а потом себя ругал и в аврале оформлял паспорта. И у меня так было каждый раз! Хотя я говорил себе, что нужно все-таки заранее к этому подходить.
Было трудно, но благодаря Сингулярити я научился не откладывать оформление паспортов на потом — поставил себе регулярную задачу в план дня. Первое время, конечно, откладывал, но за две недели эта задача превратилась в такую привычку: каждый вечер после передачи я оформляю паспорт на нее. Неважно, какой у меня сейчас объем работы — 10−15 минут всегда подождут.
Какие функции оказались мне полезны и чего не хватило #
Синхронизация между устройствами #
Огромный плюс — синхронизация задач в приложении на телефоне, в браузере компьютера и приложении на компьютере. С утра вместо Инстаграма я стал заходить в Сингулярити в телефоне и записывать свои идеи для репортажей. Потом прихожу в редакцию, открываю планировщик на ноутбуке и дорабатываю идеи и несу их редактору.
Сортировка по цветам #
Я визуал, работаю с видео, я в художественной школе учился. И как виузалу мне понравилось, что можно распределить задачи по цветам: розовым — рабочие, зеленым отмечаю книжки, которые читаю.
Из минусов #
Хотелось бы, чтобы в Сингулярити был встроенный корректор. Иногда в спешке нет возможности проверять все досконально, но если текст с ошибкой попадет к руководителю — будет неприятно.
Подводя итоги, скажу, что планировщик мне правда был необходим: из-за шквала рабочих задач, на которых я фокусируюсь и к которым очень ответственно подхожу, я забываю про все составляющие моей жизни. Сингулярити в основном помог мне с этой проблемой справиться. Но сразу скажу: инструмент сложный и многофункциональный, поэтому заложите время на то, чтобы научиться им пользоваться.